Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству во вторник, 19 февраля 2019 г., рекомендовал принять во втором чтении законопроект № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о цифровых правах).
Комитет учёл замечания Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства в части изменения нормы о цифровых правах, уточнении положения о форме сделки и исключении положения о цифровых деньгах.
Поправками, одобренными комитетом, закрепляется базовое понятие «цифровое право» (аналог термина «токен»). С этой целью в Гражданский кодекс вводится новая статья 141.1 «Цифровые права». Закрепление данного понятия, как отметил на заседании комитета один из авторов документа депутат ГД Павел Крашенинников, позволит определить его место в системе объектов гражданских прав, допустить оборот этого объекта, в том числе куплю-продажу, а также предоставить защиту гражданам и юридическим лицам по сделкам с цифровыми правами.
Совершенствуются правила гражданского законодательства о форме сделок (договоров). «В частности, предлагается приравнять к простой письменной форме сделки выражение лицом своей воли с помощью электронных или других аналогичных технических средств. К примеру, на странице в сети Интернет, в приложении на смартфоне описаны условия для нажатия клавиши ОК, из которых следует, что такого нажатия достаточно для полноценного волеизъявления. Таким образом сейчас совершается значительное число волеизъявлений – с помощью нажатия клавиши на компьютере, кнопки на смартфоне, отправки смс. Все эти действия сами по себе юридически значимы, но большое их количество является еще и односторонними сделками», – пояснил П. Крашенинников.
При этом в ГК РФ устанавливается, что дистанционное выражение лицом своей воли с помощью электронных или иных технических средств считается выражением воли в надлежащей письменной форме, при соблюдении определённых условий.
Поправками также уточняет понятие «самоисполняемых» сделок – смарт-контрактов. Согласно новому тексту документа, смарт-контракт не является отдельной сделкой, он условие об автоматическом исполнении любого гражданско-правового договора (договора купли-продажи, аренды, подряда и пр.).
Законопроект дополняет ГК РФ правилом о том, что сделка может предусматривать исполнение её сторонами обязательств при наступлении определенных обстоятельств – путём применения информационных технологий. То есть исполнение произведет сама информационная система.
«В результате, лицо, покупающее тот или иной виртуальный объект, получит его автоматически при наступлении указанных в соглашении обстоятельств. У продавца будет списано цифровое право, а у покупателя деньги», – рассказал глава комитета П. Крашенинников.
Помимо этого законопроект вводит в ГК РФ новую статью 783.1, которая легализует сбор и обработку информации («big data»). Данная статья устанавливает договор об оказании услуг по предоставлению информации. «При этом закрепляется, что договором может предусматриваться обязанность не совершать действия, в результате которых передаваемая информация может быть раскрыта третьим лицам», – отметил П. Крашенинников.
Он подчеркнул, что принятие законопроекта позволит закрепить базовые нормы в Гражданском кодексе и создать основу для дальнейшего развития законодательства в сфере цифровой экономики. Напомним, в настоящее время в ГД находятся законопроекты № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» и № 419059-7 «О цифровых финансовых активах».
«И что очень важно, в результате принятия законопроекта будет обеспечена судебная защита прав граждан и юридических лиц, возникающих в отношениях цифровой экономики, – заявил П. Крашенинников.
Законопроект в случае принятия вступит в силу 1 октября 2019 г.