Государственная Дума во вторник, 12 марта 2019 г., приняли в первом чтении законопроекты № 603170-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платёжной системе» в части уточнения требований к деятельности ИПС и иностранных поставщиков платёжных услуг и № 603192-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платёжной системе» в части регулирования сферы платёжных сервисов.
Первым документом уточняется понятие «иностранной платёжной системы», а также устанавливается понятия «иностранный поставщик платёжных услуг» и «оператор услуг информационного обмена». Законопроект устанавливает требования к приёму на территории РФ электронных средств платежа и запрещает иностранным поставщикам платёжных услуг оказывать услуги по переводу денежных средств клиентам-резидентам и на предоставление им электронных средств платежа.
Документом также устанавливаются требования к функционированию ИПС на территории РФ, в том числе предусматривается наличие на территории России представителя оператора ИПС, а также определяется, что правила ИПС должны содержать требования о защите информации, систему управления рисками и т. д. При этом оператора ИПС будет обязан соблюдать правила ИПС, обеспечивать публичную доступность этих правил.
Банк России будет наделён правом запрашивать и получать от представителя оператора ИПС документы и иную необходимую информацию, в том числе содержащую персональные данные, направлять требования об устранении нарушений законодательства.
Вторым законопроектом в целях обеспечения защиты прав клиентов, снижения операционных рисков банков, устанавливаются требования к порядку взаимодействия банка и организации-поставщика платёжного приложения (таких как ApplePay, SamsungPay, MirPay).
Документом предусматривается раскрытие ЦБ информации о поставщиках платёжных приложений, что будет способствовать повышению эффективности оценки реализуемых банками систем и процедур управления рисками.
В целях развития инфраструктуры эквайринга и повышения его доступности для предприятий малого и среднего бизнеса законопроектом предлагается регулировать деятельность платёжных агрегаторов как банковских платёжных агентов. Для этого документом устанавливаются обязанности платёжного агрегатора по идентификации торгово-сервисных предприятий, участию в урегулировании спорных операций, обеспечению бесперебойности работы программно-технических средств, а также по соблюдению требований к защите информации при осуществлении перевода денежных средств.
В целях расширения доступности платёжных сервисов на электронных торговых площадках для субъектов МСП законопроектом предусматривается возможность осуществления операций по переводу электронных денежных средств с использованием корпоративных электронных кошельков между юрлицами и ИП. Информацию о таких операциях также будет получать ЦБ.