На последней пресс-конференции глава Банка России Эльвира Набиуллина говорила не только об уже сделанном, но и прогнозировала развитие финансовой ситуации. Обычно главы ЦБ себе это не позволяют. Возможно, Э. Набиуллина посчитала необходимым повлиять на настроения инвесторов.
Председатель ЦБ оценила курс рубля (цитаты по Reuters). «Мы считаем, что перенос курса в инфляцию, как был, так и остается, коэффициент где-то около 0,1%, меньше, чем был несколько лет назад», - сказала Э. Набиуллина.
Она коснулась и неприятной для финансовых властей темы – про укрепление рубля, объяснив это независящими от ЦБ обстоятельствами (иначе бы, надо думать, за доллар уже давали бы больше 70 руб.).
По словам Э. Набиуллиной, укрепление рубля само по себе произошло из-за внешних рынков. «Была переоценка и траектории денежной политики крупнейших стран, соответственно, риск-премии стран с развивающимися рынками чуть-чуть уменьшились, это привело к тому, что увеличилась привлекательность экономик стран с развивающимися рынками для инвесторов. И мы тоже на себе это почувствовали… Прежде всего, это тот эффект от смягчения риторики ФРС и ЕЦБ… У нас где-то рубль с начала года укрепился около 9%, может быть, чуть ниже. Мы оцениваем экспертно, что где-то 2-3% из этих 9%- это эффект цены на нефть. Остальное - это эффект движения по счету капитала в целом, включая, в том числе, и интерес нерезидентов к ОФЗ, другие факторы. Действительно, эффект цены на нефть меньше, чем операций по счету капитала», - сказала председатель.
Самая радостная часть выступления главы ЦБ РФ была посвящена ожиданиям новых заимствований.
«Что касается уточнения финансового счета по сектору государственное управление и Центрального банка, это связано действительно с тем, что мы оцениваем где-то 2 млрд долл. придет на рынок ОФЗ от нерезидентов, это наша оценка, и 4 млрд долл. - евробонды, которые уже случились, доложила Э. Набиуллина.
А самая оптимистичная часть выступления касалась инфляции.
«Мы сейчас оцениваем переход к таргету, к нашей цели 4%, в первой половине 2020 г.. Может ли это произойти раньше, в 2019 г.? По базовому нашему сценарию - нет. Но, безусловно, могут быть дезинфляционные факторы, на наш взгляд, одноразового характера, допустим, укрепление курса, и снижение цен на продовольственные товары, любой род факторов, которые могут привести к дезинфляционному влиянию. И мы не исключаем, что такое может сложиться. Но это вряд ли отразится на нашей траектории по ставке, потому что, скорее всего, это будут факторы краткосрочного характера», - объяснила ситуацию Э. Набиуллина.
И главный по влиянию на рынки прогноз – про ставку.
«Что касается периода, мы действительно уточнили наши ожидания по моменту, когда могут сложиться условия для снижения нашей ключевой ставки. Раньше мы говорили - конец 2019 г. и начало 2020 года. Сейчас мы говорим - в 2019 г., - обещала Э Набиуллина. - Мы сейчас не готовы давать более конкретные данные, более конкретную информацию по тому, когда это может произойти. Это будет зависеть от того, как будет развиваться экономика, инфляция, много неопределенности, рисков. Поэтому мы здесь будем зависеть от того, как будет складываться ситуация в этом году».