На коллегии Счетной палаты с увлекательным рассказом выступил аудитор СП Андрей Перчян: про то как и кто тратит деньги, выделяемые на поддержку предпринимателей. Реальной помощи бизнесу не происходит, но деньги улетучиваются быстро.
Как сообщается на официальном сайте СП, «Меры гарантийной и микрофинансовой поддержки не способствуют развитию малого и среднего бизнеса в регионах». К такому выводу пришла палата по итогам проверки.
В сообщении СП цитируется выступление аудитора палаты Андрея Перчяна.
«В 2015-2017 годах за гарантийной поддержкой обратились около 0,1% от общего количества субъектов МСП, за микрозаймами - 0,3-0,4%. При этом выборочная проверка показала, что большинство предпринимателей, получивших поддержку, не улучшили свои финансовые показатели, а отдельные и вовсе прекратили свою деятельность вскоре после ее получения», - рассказал аудитор Счетной палаты.
Для поддержки МСП в регионах были созданы региональные гарантийные организации (РГО) и микрофинансовые организации предпринимательского финансирования (МФО). При этом, отмечает СП, в законодательстве не прописана их организационно-правовая форма. В результате на начало 2019 г. почти 20% РГО и около 9% МФО – это коммерческие организации, которые в первую очередь нацелены на получение прибыли, а это может противоречить цели создания региональных гарантийных и микрофинансовых организаций – обеспечить доступ субъектов МСП к финансовым ресурсам.
В ходе проверки Счетная палата выявила случаи, когда микрозаймы были предоставлены субъектам МСП, которые сами оказывали финансовые услуги, в том числе по предоставлению займов и кредитов, а также осуществляли коллекторскую деятельность. «Это единичные случаи, однако допускать такого нельзя. Поэтому необходимо внести изменения в законодательство в части установления запрета на оказание поддержки таким субъектам МСП», - отметил А. Перчян.
Еще проверка выявила, что показатели результативности использования субсидии на господдержку МСП не позволяют оценить деловую активность ее получателей: нет показателей роста прибыли, выручки, прироста величины активов. «В итоге невозможно установить влияние мер гарантийной и микрофинансовой поддержки на достижение показателей развития МСП в регионах, равно как и вклад субъектов МСП в экономику. При этом инвестиции в данный инструмент поддержки растут: в нацпроекте «Малое и среднее предпринимательство» на 2019-2024 годы на докапитализацию МФО предусмотрено 22,9 млрд рублей, на РГО – 15,6 млрд рублей. Из них 93,5% - средства федерального бюджета», - подчеркнул А. Перчян.
Таким образом, госпрограмма поддержки малого бизнеса в регионах, действующая с 2015 г., оказалась неэффективной.