Правительство России внесло на рассмотрение в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Изменение системы госзакупок, по словам премьер-министра Дмитрия Медведева, особенно важная задача в период работы над национальными проектами. «Потому что, скажем прямо, зачастую эта контрактная система мешает работать. Её надо привести в соответствие с требованиями сегодняшнего дня, сократить время закупочных процедур. Это в первую очередь необходимо для того, чтобы она была удобной. Мы рассчитываем, что эффект будет шире и в конечном счёте она будет более прозрачной и эффективной», – пояснил он.
Ключевыми нововведениями законопроекта являются: возможность подачи заявки в закупке строительных работ при условии предварительного предоставления участником документов об опыте выполнения таких работ в составе аккредитационных сведений; возможность изменять условия контракта по строительству при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, а также возможность изменять условия отдельных контрактов, заключённых с единственным поставщиком (в сфере деятельности субъектов естественных монополий, энергоснабжения, коммунальных услуг), включая их пролонгацию. Предлагается ввести право заказчика заключать контракт со вторым участником конкурентной закупки (без проведения новой закупки) в случае расторжения контракта с победителем, если он нарушил условия контракта.
В целях недопущения необоснованного занижения цен участниками закупок, не планирующими исполнять обязательства по заключенному контракту, предлагается запретить выплату аванса по контракту в случае, если в результате проведения торгов цена контракта снижена на 25% и более.
Предусматривается допуск к участию в аукционе по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства только после подтверждения участником наличия необходимого опыта выполнения аналогичных работ.
При осуществлении закупок строительных работ исключается обязанность участника заполнять в заявке множество параметров и характеристик, учитывая, что все они уже содержатся в проекте и по общему правилу не подлежат изменению без соответствующего изменения самого проекта. Это позволит исключить участие в отборе фирм-однодневок, а также минимизировать случаи подачи заявок подрядчиками, не обладающими требуемой квалификацией.
При нарушении срока исполнения контракта по строительству по вине подрядчика предусматривается возможность однократного продления срока действия такого контракта по соглашению сторон на срок, не превышающий первоначальный срок действия контракта, исходя из объёма и характера невыполненных работ.
Предлагается расширить случаи проведения закупок товаров, работ, услуг за единицу товара, работы, услуги вне зависимости от объекта закупки, если определить объём необходимых товаров, работ, услуг на момент закупки невозможно.
Список случаев, когда возможно изменить существенные условия контракта, дополняется случаями заключения контракта с единственным поставщиком, что позволит заказчику в том числе изменить срок и цену таких контрактов, поскольку в случае с единственным поставщиком заключение нового контракта с другим лицом не представляется возможным или нецелесообразно ввиду риска недостижения цели эффективного расходования бюджетных средств.
Законопроектом предлагается исключить десятидневный срок с момента внесения изменений в план-график закупок до размещения извещения об осуществлении закупки, что позволит ускорить проведение закупки в случае необходимости внесения таких изменений.
Кроме того, предусматривается увеличение порогового значения начальной (максимальной) цены контракта, при котором допускается проведение «короткого» электронного аукциона (срок подачи заявок на участие в котором составляет не менее 7 календарных дней) с 3 млн до 50 млн руб., а при проведении такого аукциона на закупку строительных работ – до 500 млн руб., что позволит вдвое сократить срок приема заявок на участие в аукционах.