После 2028 г. Правительство, возможно, вернётся к обсуждению нового повышения пенсионного возраста, сообщают «Ведомости». Хотя до этого ещё далеко, обсуждать нерешённые проблемы лучше начать сейчас.
Повышение пенсионного возраста, начавшееся с 2019 г., подавалось как радикальное и долгосрочное решение проблем пенсионной системы, но это скорее лишь их купирование и отсрочка. Отставание уровня пенсий от уровня зарплат будет нарастать, а значит, вести к падению качества жизни людей, выходящих на пенсию, следует из доклада Юрия Горлина и Виктора Ляшка «Повышение пенсионного возраста: пейзаж после...», представленного на ХХ апрельской конференции в Высшей школе экономики.
При повышении пенсионного возраста главный ориентир – не индексация по уровню инфляции, а отношение среднего размера страховой пенсии по старости к средней зарплате – так называемый коэффициент замещения, который характеризует выполнение пенсией своей основной функции, т. е. компенсации утрачиваемого заработка людей, отмечает издание.
Повышение пенсионного возраста в том виде, в котором оно было одобрено, дало результат. Без него коэффициент замещения снизился бы с 32,8% в 2018 г. до 27,9% к 2030 г. и до 22,9% к 2050 г., если исходить из более-менее реалистичного прогноза роста ВВП на 1,5% в год, подсчитали эксперты РАНХиГС. А повышение возраста выхода на пенсию при том же росте ВВП динамику снижения замедляет – 32,8% в 2018 г., 32,1% в 2030 г. и 26,5% в 2050 г. Но разрыв пенсий и зарплат будет увеличиваться и при ускорении роста экономики. Напротив, чем выше будут темпы роста ВВП, тем больше пенсии будут отставать от зарплаты. А дело в том, что рост ВВП в какой-то пропорции ведёт к росту зарплат, но пенсии если и растут, то в меру роста доходов Пенсионного фонда (ПФР), их будет в том числе сдерживать рост демографической нагрузки и прочее. При этом купировать проблемы за счёт наращивания трансферта правительство как раз и хотело бы избежать.
Так уже было недавно: в нулевые при бурном росте экономики среднемесячные зарплаты увеличивались быстрее пенсий, в результате коэффициент замещения снизился – к 2007 г. до 22,9% с 34,7% в 1997 г., согласно подсчётам РАНХиГС. Государству совокупно за три года пришлось увеличить пенсии в 2,4 раза (на 76% в реальном выражении) прежде всего за счёт увеличения бюджетных трансфертов ПФР на 3,6 п. п. ВВП.
Если допустить, что пенсионная система останется неизменной, то в не столь отдалённом будущем проблемы вернутся. Пенсионные обязательства государства будут расти, возникнет риск устойчивости пенсионной системы, а после 2024 г. и особенно после 2028 г., когда закончится переходный период пенсионной реформы, возможности сохранения заявленного государством роста пенсий (к которому уже «привыкнет» население) будут ограничены, отмечается в докладе. До 2028 г. ситуация более-менее предопределена, если не будет катаклизмов. После этого срока прогнозировать сложнее. Надо ли что-то предпринимать сегодня, завтра и до 2024 г. – не ясно, но, имея в виду инерционность пенсионной системы, обсуждение проблем в пока далёкой перспективе нельзя откладывать надолго, уверен Ю Горлин.
Как минимум надо отойти от представления, что с нынешним повышением пенсионного возраста все проблемы пенсионной системы решены: даже к такому болезненному решению, как ещё одно повышение пенсионного возраста, не исключено, придётся прибегнуть ещё раз.
Напомним, что глава Министерства экономического развития РФ Максим Орешкин заявлял, что до 2036 г. повышение пенсионного возраста не планируется.