Министерство труда и социальной защиты РФ разработало пакет законопроектов, которыми предусмотрено проведение в Республике Саха (Якутия), Воронежской, Орловской, Свердловской и Тверской области эксперимента по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приёма на работу инвалидов.
Документы, как поясняет ведомство, разработаны по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 г. о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». «Пилотными» стали регионы со средним для РФ показателем доли работающих в 2018 г. инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.
С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты. Это, по мнению Минтруда, позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты. Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приёма на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.
Размер компенсационной выплаты будет равен прожиточному минимуму для трудоспособного населения, установленного на уровне РФ. Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения.
Использовать средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется на: организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства; организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника; создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов; стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты; организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов-выпускников образовательных организаций; расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.
Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления трудовых отношений с инвалидом и/или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом оформление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесённое к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счёт выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.
Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях. За неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приёме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, предлагается предусмотреть увеличение штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для юридических лиц – в размере от 150 тыс. до 300 тыс. руб.
Эксперимент продлится пять лет – с 1 января 2020 г. до 31 декабря 2025 г.