Депутаты Государственной Думы на заседании во вторник, 28 мая 2019 г., приняли в первом чтении пакет правительственных законопроектов о специальных инвестиционных контрактах.
Документом № 689101-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в РФ» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов» предусматривает введение конкурсного отбора участников специальных инвестиционных контрактов (СПИК) на принципах публичности (с возможностью проведения как открытого, так и закрытого конкурсного отбора); уточнение предмета СПИК для фиксации необходимости разработки и (или) внедрения современных технологий, перечень которых утверждается Правительством РФ в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе указанных технологий (в том числе внедрение технологий, права на которые принадлежат РФ);
Законопроект расширяет круга участников СПИК, предусматривает обязательное одновременное участие в качестве сторон СПИК органов власти всех уровней (федеральных, региональных и местных), а также определяет обязательства частной стороны (инвестора).
В случае принятия законопроекта предельные сроки действия СПИК составят не более 15 лет для проектов с объёмом инвестиций до 50 млрд руб. включительно и не более 20 лет для проектов, свыше 50 млрд. руб. (при этом исключается ограничение 2025 г. по предоставлению налоговых льгот, а также исключается требование по минимальному объёму инвестиций для возможности претендовать на заключение СПИК).
Возможность заключения СПИК в редакции данного законопроекта продлится до 31 декабря 2030 г.
Совместно с документом в первом чтении были приняты законопроекты № 689130-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ» (в части совершенствования налогообложения участников специальных инвестиционных контрактов) и № 689133-7 «О внесении изменения в статью 78 Бюджетного кодекса РФ» (в части предоставления субсидий юридическим лицам в рамках специального инвестиционного контракта).
Первый документ предусматривает льготы по налогу на прибыль для организаций, получивших статус налогоплательщика – участника СПИК, в течение всего срока действия СПИК; введение возможности раздельного учёта доходов (расходов), полученных (понесённых) от деятельности по реализации проекта, в отношении которого заключен СПИК, и доходов (расходов), полученных (понесённых) при осуществлении иной деятельности, для целей получения льготы по налогу на прибыль организаций; раздельное регулирование региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов, в том числе путем введения отдельных статей «Налогоплательщики – участники специальных инвестиционных контрактов», «Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой организациями, имеющими статус налогоплательщика – участника специального инвестиционного контракта».
Вторым законопроектом предусматривается возможность предоставления в рамках СПИК бюджетных субсидий на долгосрочной основе (более чем на один бюджетный период) (по аналогии с таким же действующим преференциальным режимом в отношении институтов, предусмотренных законодательством о государственно-частном партнерстве и законодательством о концессионных соглашениях).