Такую оценку дают эксперты Всемирного банка в работе «Проблема неформальной занятости в России». Отмечается, что неформальная (в том числе теневая) занятость в России относительно невелика, отличается по структуре от сопоставимых стран, не связана с сокращением занятости в промышленности и не увязана с уровнем налогообложения труда.
Авторы анализируют долгосрочную динамику неформальной занятости в России. Она оценивается в диапазоне 10,9-15 млн человек (15-21% населения) и в среднем росла как минимум с 2000 г., когда доля этой группы на рынке труда оценивалась ниже 13%.
В работе экспертов ВБ систематизированы факторы, которые, по мнению авторов, влияют (или не влияют) на долю неформальной занятости. В ВБ уверенно констатируют, что трудовая тень в стране одна из самых небольших в группе стран со средним доходом.
И в отличие от большинства стран с высокой теневой занятостью она не связана с демографией. Кроме того, она не связана и с деиндустриализацией - трудовая тень характерна для всех секторов экономики, перетоков в отрасли, для которых она специфична, не было. Влияние трудовой миграции в РФ на этот процесс неопределенно и, видимо, слабо.
В работе однозначно идентифицированы только две причины долгосрочного роста неформальной занятости. Это дефицит официальных рабочих мест и весьма жесткое по мировым меркам трудовое законодательство.
ВБ показывает колоссальный разброс региональных показателей трудовой тени - от 3,6% в Москве до 64% в Чеченской Республике (данные 2017 г.). В целом доля самозанятых оценивается в 25-50% от общего числа неофициально занятых в стране.
Авторы делают вывод, что размер МРОТ мало влияет на создание новых рабочих мест, являясь по соотношению со средней зарплатой даже меньшим, чем в США. Система социальных гарантий, при высокой щедрости обычно влияющая на трудовую тень, в России фактором теневой занятости, видимо, не является.
Авторы подтверждают мнение о том, что жесткое трудовое законодательство РФ, в частности по защите от увольнений, дестимулирует создание новых рабочих мест (по крайней мере для малых предприятий). ВБ рекомендует более масштабное применение формы срочного трудового договора, альтернативного стандартному для РФ бессрочному (91% найма в РФ в сравнении с 59% в ЕС), качественную реформу трудовых инспекций на основе риск-ориентированного подхода, увеличение межрегиональной мобильности.