Банки стали интересоваться, на что клиенты тратят снятые со счёта деньги, а также каким образом они заработали на открытие вклада, пишут «Известия». За непредоставление запрашиваемой информации банки грозят заблокировать счёт или вклад клиента.
Клиенты Сбербанка и МКБ столкнулись с тем, что кредитные организации стали требовать от них информацию о происхождении денег для открытия вклада, а также на что были потрачены денежные средства, снятые со счета, рассказали клиенты МКБ и Сбербанка.
Один из них копил деньги в МСП Банке, а затем решил перевести их на вклад в МКБ. Вскоре после открытия депозита банк потребовал объяснить происхождение средств, в том числе выписками из кредитной организации, в которой они хранились ранее. Кроме того, банк запросил письменное пояснение по дальнейшему использованию денег. Клиент опасается, что его вклад может быть заблокирован.
Подобная история, уточняет издание, произошла и с другим человеком. Он копил деньги на крупную покупку на вкладе в одном банке, но вывести их было удобнее через счёт в другом – Сбербанке. Спустя неделю после снятия средств в кассе госбанк заблокировал счёт, потребовав от клиента предоставить документы о происхождении средств и разъяснить, на что они были потрачены. Он предоставил документы, но банк пообещал принять решение только в течение трёх недель. Пользователь решил не оставлять жалобу в специальных органах, поскольку на счету ещё оставалась небольшая сумма.
Обычно по «антиотмывочному» закону банки блокируют счета за подозрительные операции. Например, за частые денежные переводы между гражданами и организациями на крупные суммы. Интерес к вкладам банки почти никогда не проявляли. И уж тем более не пытались заблокировать счёт спустя неделю после снятия с него денег.
В Сбербанке «Известиям» объяснили, что при выявлении необычных операций банк обращается к клиенту за пояснениями об источнике происхождения средств в соответствии с законодательством. Банк не раскрыл пороговые суммы и критерии операций, которые кажутся службе безопасности подозрительными. По закону они должны проверять все операции от 600 тыс. руб. Пакет документов, который требуется для разблокировки счёта, может быть индивидуальным для каждого случая. Например, могут понадобиться договоры об оказании услуг или документы дарения, уточнили в Сбербанке.
Замглавы Росфинмониторинга, статс-секретарь Павел Ливадный напомнил изданию, что банк действительно имеет право проверять своих клиентов, если у него появились сомнения в легальности операций. Это относится как к физическим, так и к юридическим лицам. Финансовая организация может заинтересоваться операцией не только в рамках «антиотмывочного» закона, но и в целях безопасности самого клиента, подозревая вмешательство мошенников.
Банки из топ-30, опрошенные «Известиями», подтвердили, что постоянно проводят мониторинг операций клиентов на предмет соответствия законодательству об отмывании средств и легализации преступных доходов.