Результаты мониторинга Счётной палаты показали, что система государственных и корпоративных закупок функционирует с низкой эффективностью и уровнем конкуренции. Значимых положительных изменений в системе нет уже пять лет.
«С 2014 по 2018 годы уровень конкуренции практически не изменился и составил по 44-ФЗ около 3-х заявок на 1 лот, по 223-ФЗ – менее 2-х заявок на 1 лот. При этом более 50% общего объёма государственных и муниципальных закупок (по сумме) приходится на закупки у единственного поставщика (включая несостоявшиеся закупки), около 94% объёма корпоративных закупок осуществляются неконкурентными способами», – сказано в сообщении контрольного органа.
Относительная экономия по 44-ФЗ в 2018 г., уточняет СП, составила 5,54%, по 223-ФЗ – 4,4%.
Аудиторы отмечают, что законодательство в сфере закупок не содержит действенной системы ценообразования, включая определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта/договора (НМЦК). «При общем преобладании закупок, осуществляемых у единственного поставщика, проблема объективного расчёта цены контракта – один из основных вызовов при решении задачи по росту эффективности системы закупок. Так, к примеру, в рамках 44-ФЗ действует только рекомендательный порядок применения методов обоснования НМЦК. В рамках 223-ФЗ норм, содержащих единый порядок обоснования цены договора, вообще нет. Также отсутствуют ресурсы, содержащие достоверные источники референтных цен для расчета НМЦ контракта или договора, что влечет видимые риски их завышения», – пояснил на Коллегии аудитор Максим Рохмистров.
При этом 44-ФЗ, по мнению СП, излишне зарегулирован – отдельные его нормы противоречат друг другу или положениям, которые действуют в других сферах деятельности. Постоянное усложнение законодательства в сфере закупок приводит к росту издержек, как заказчиков, так и участников закупок, что негативно сказывается на привлекательности системы госзакупок. А в 223-ФЗ не заложены нормы, способствующие повышению эффективности закупок и минимизации коррупции. В частности, не определен предельный срок оплаты товаров, работ, услуг и нет исчерпывающего перечня случаев закупки у единственного поставщика.
Другой фактор, который негативно влияет на конкуренцию в сфере госзакупок – ограничение доступа к корпоративным закупкам в результате внесенных поправок в 223-ФЗ, продолжают аудиторы. С 31 декабря 2017 г. заказчики могут не размещать в единой информационной системе в сфере закупок информацию о закупках финансовых услуг, услуг по использованию государственного и муниципального имущества. В результате из публичной сферы были выведены закупки на сумму примерно в 7,5 трлн руб.
Существенные недостатки в функционировании ЕИС не позволяют использовать её как надежную основу для цифровизации закупок. Например, проверка показала, что 21% времени своего существования она была недоступна в связи с проведением технических работ. Информация по большей части размещается не структурировано. В системе нет алгоритмов, которые бы автоматически выявляли недостоверные данные.
«За последние пять лет в системе закупок качественных положительных изменений не происходит при значительных расходах бюджета на её развитие и совершенствование», – резюмировал М. Рохмистров, добавив, что указанные недостатки системы государственных и корпоративных закупок генерируют значимые коррупционные риски.