Аналитики Центра макроэкономического анализа Альфа-банка выяснили, что главной жертвой кризиса оказались люди, чьи доходы находятся в диапазоне от 39 до 99 тыс. руб. в месяц (в ценах 2018 г. Они были отброшены в своих потребительских и экономических возможностях назад в 2008 г.
За три года - с 2014 г. по 2017 г. - порядка 7% граждан РФ выпали из категории условного «среднего класса», а его общая численность снизилась с 37% до 30% населения. Сопоставимым оказалось и сокращение их доли в общих доходах: с 48% в 2014 г. до 39% сейчас.
«Средний класс стал терять свою экономическую значимость и стал более уязвимым, - констатирует главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. - По сравнению с 2008 г. его реальные доходы показали нулевой рост, тогда как у наиболее обеспеченной группы они выросли на 11%, а у бедных - на 4%. В результате людям, многие из которых выбрались из бедности 1990х гг., благодаря собственному бизнесу или образованию, пришлось «затягивать пояса». Наиболее заметное изменение структуры расходов произошло в традиционных для среднего класса областях - отдыхе, образовании и здравоохранении».
Если в 2013 г. на отпуск и развлечения «средний класс» тратил от 8,2% до 9,7% доходов, то теперь это, как правило, уже ниже 8%. Базовые потребности, прежде всего, продовольствие, наоборот стали «съедать» все большую часть заработков. Доля расходов на еду у «ядра» «среднего класса» с 2013 г. выросла с 20,2% до 23,4%. Сопоставимый по масштабам скачок - более чем на 3 процентных пункта - был зафиксирован лишь у беднейшей прослойки (первая децильная группа в классификации Росстата).
По мнению Н. Орловой «поворотной точкой» стал 2013 г. Тогда вслед за потребительским поведением стал меняться социальный портрет среднего класса. Традиционная ассоциация с малым бизнесом и предпринимателями утратила актуальность. Если 2000 г. 17% от общей суммы доходов населения приходилось на предпринимательскую деятельность, то к 2017 г. эта доля рухнула до 9%. А изъятые в бюджет ресурсы остались в кошельках чиновников и силовиков. Доля занятых в госсекторе среди представителей «среднего класса» выросла с 10% в 2003 г. до 15% сейчас. Н. Орлова отмечает, что растущее благосостояние госслужащих и представителей силовых структур уже находит отражение в общественном мнении. По данным ВЦИОМ, на 2017 г. около 13% родителей в качестве работы для своих детей выбрали бы оборонный сектор. В 2005 г. таких было 6%. При этом доля родителей, которые хотели бы видеть своих детей предпринимателями, сократилась с 3,5% до 2%.