ВТБ Капитал попытался оценить эффект от изменения принципов регулирования рынка потребительского кредитования, предусматривающего введение в 4 квартале 2019 г. показателя долговой нагрузки заемщика – отношение выплат по всем кредитам, включая вновь выдаваемый, к доходам (ПДН или PTI).
Эксперты банка полагают, что, в отличие от предыдущих инициатив Банка России, последствия новых мер будут более ощутимыми – включая замедление роста кредитования в краткосрочной перспективе и негативное давление на прибыльность банков на среднесрочном горизонте. «Нам представляется, что более устойчивыми к такому давлению окажутся универсальные банки, такие как Сбербанк, который сможет отчасти нивелировать его за счет снижения веса более рискованных заемщиков в корпоративном сегменте», - пишут аналитики в своем обзоре.
При этом авторы отмечают, что ужесточать регулирование уже несколько поздно, учитывая, что во 2 квартале 2019 г. рост розничного кредитования замедлился до 22,8% г/г против 23,6% г/г в 1 квартале 2019 г., а показатель ПДН за 1 квартал 2019 г., по их расчетам, составил 43,7%.
Исходя из макроэкономической статистики, говорят эксперты, к концу 2019 г. объем неипотечного кредитования в России достигнет 9% ВВП (против 10,4% в среднем по странам Центральной и Восточной Европы), при этом фактический уровень долговой нагрузки будет выше (в том числе исходя из значения ПДН), учитывая более низкий уровень доходов и более высокие процентные ставки на российском рынке.
Новые правила регулятора включают обязательную верификацию доходов и корректировку на неподтвержденные доходы, а также введение повышающего коэффициента риска при ПДН выше 50% (против 44% на данный момент). Аналитики считают, что первый момент особенно важен, так как примерно для 15 млн человек (20% экономически активного населения страны), трудоустроенных неофициально, доступ к банковскому кредитованию и/или рефинансированию будет существенно ограничен. Они ожидают, что новые правила регулирования приведут к трем основным изменениям: 1) замедление роста розничного кредитования с 21,1% в 2019 г. до 9,4% в 2020 г.; 2) снижение рентабельности собственного капитала Сбербанка и Тинькофф-Банка (вследствие повышения требований к капиталу) на 0,3% и 11% соответственно; и 3) временное увеличение стоимости риска на 18–286 бп в 2020 г. на фоне ослабления кредитной активности.