В первом полугодии 2019 г. Банк России выявил 1024 «чёрных кредитора» и 154 финансовые пирамиды, 42 из которых – интернет проекты. За весь 2018 г. было выявлено 168 финансовых пирамид и 2293 «чёрных кредитора», сообщил директор департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России Валерий Лях.
«Я хочу подчеркнуть, что 1024» чёрных кредитора» – это далеко не все организации, которые себя называют микрофинансовыми компаниями, микрокредитными компаниями. Из 1024 нелегальных кредиторов, так или иначе себя причисляют к микрофинансовым организациям только 186. Все остальные действуют под любыми другими видами своей деятельности: потребительскими кооперативами, ломбардами, иными организациями. Под деятельность МФО чуть больше 10-15% мимикрируют, но «чёрная тень» ложится на все легальные МФО», – передаёт «Финмаркет» слова В. Ляха.
«Сейчас размер финансовых пирамид серьезно снизился. Большинство финансовых пирамид, которые мы выявляем – это компании, которые только начинают привлекать граждан. (..) Сейчас большинство из них находятся в интернет-пространстве и с помощью различных ухищрений собирают деньги граждан, вовлекая их в псевдоинвестиционные проекты по выращиванию помидоров в теплицах, вкладыванию в криптовалюты», – отметил он.
В отношении «чёрных кредиторов» и финансовых пирамид было направлено порядка 2800 писем в ФНС, органы прокуратуры, МВД и ФАС, за первое полугодие – 1867 писем. В первые шесть месяцев этого года были приняты меры в отношении 732 случаев, в большей степени – это административные дела (более 480). Сумма штрафов по этим делам за первое полугодие 2019 г. составила 10 млн руб., как и за весь 2018 г.
ЦБ предлагает включать бенефициаров финансовых пирамид и нелегальных кредиторов в так называемый «чёрный список», куда входят лица, которые не соответствуют требованиям к деловой репутации.
С 2018 г. регулятор ведёт базу данных, в которую включается информация о лицах, чья деловая репутация признана не соответствующей требованиям закона. В неё вносятся сведения о лицах, занимавших должности в кредитных и некредитных финансовых организациях либо являвшихся владельцами крупных пакетов акций (долей) кредитных организаций (контролерами таких владельцев), чья деловая репутация не соответствует требованиям закона. Попадание в «чёрный список» лишает человека права в дальнейшем входить в совет директоров или топ-менеджмент финансовых организаций. Включение в «черный список» может быть оспорено.
«Мы предлагаем вернуться к обсуждению с законодателями этого вопроса, (...) потому что он (этот список) сейчас состоит в основном из лиц, которые были в организации, у которой отозвана лицензия, а если эта организация изначально не обладала лицензией, а просто предлагала свои псевдоуслуги на финансовом рынке – таких лиц нет. Мы хотим как раз этот момент обсудить и при возможности дополнить», – пояснил В. Лях после выступления на круглом столе в Госдуме, посвящённом проблемам защиты прав граждан, пострадавшим от деятельности микрофинансовых организаций и нелегальных кредиторов.