Очередной опрос населения исследовательским холдингом «Ромир» о состоянии ЖКХ в домах, где они проживают, и сопоставление с данными аналогичных опросов в 2013 и 2016 гг. привели экспертов холдинга к выводу, россияне отзываются о системе ЖКХ все более положительно. Но есть и свои «но».
В ходе опроса «Ромир» предложил россиянам оценить общее состояние системы коммунальных услуг в районе проживания, на что большинство респондентов дали положительные оценки — 76% респондентов охарактеризовали систему ЖКХ своего района как хорошую. С 2013 г., отмечают авторы исследования, это значение лишь растет — тогда оно составляло 57%, а в 2016 г. — 69%. Высшую оценку — очень хорошо — поставили 5% россиян, что также больше значения 2016 г. (2%).
Количество негативных оценок, соответственно, уменьшилось — с 21% в 2013 г. до 15% в 2019-м. Критически оценивают систему ЖКХ своего района лишь 4% россиян, тогда как в прошлые годы эта цифра была куда больше — 13% в 2016 г. и 15% в 2013-м.
Говоря о недостатках и проблемах в районных системах ЖКХ, эксперты «Ромира» также отмечают положительную динамику в этом вопросе. Так, почти треть опрошенных (31%) не видят никаких проблем с ЖКХ. В прошлом опросе было зафиксировано 29% подобных заявлений, а в 2013 г. — 24%. Основным проблемным пунктом по-прежнему остается качество услуг персонала и управляющей компании, хотя число недовольных граждан продолжает уменьшаться. В 2013 г. такого мнения придерживались 28% россиян, в 2016-м — 22%, а в 2019 г. — уже 21%.
Подобная тенденция наблюдается и в отношении систем водоснабжения (15%) и отопления (10%). Число россиян, заявивших о недовольстве работой системы канализационных сетей, за три года не изменилось — все те же 9%. А вот состояние электросетей снова, как и в 2013 г., вызывает у россиян беспокойство. 8% заявили о недовольстве работы сотрудников этой системы, тогда как в прошлом опросе подобных заявлений было в два раза меньше — 4%.
Последний вопрос касался оценки уровня цен на услуги ЖКХ. Так, немного увеличилось число россиян (с 6 до 8%), для которых размеры платежей являются доступными, чтобы без проблем их оплачивать. 27% хотят, чтобы размеры платежей были меньше. В 2016 г. об этом заявляли 33% респондентов. Для 42% опрошенных размеры платежей являются высокими. Доля таких ответов сократилась за три года с 49%. Кроме того, 23% россиян заявили, что платежи неподъемны для них, из-за чего не все могут оплачивать счета. Количество подобных заявлений выросло за три года почти в два раза — с 12% в 2016 г., отмечают авторы исследования.
«Для нас принципиально важно видеть динамику изменений настроения населения страны, — комментирует результаты опроса президент исследовательского холдинга «Ромир», доктор социологических наук Андрей Милёхин. — Одним из показательных индикаторов, формирующих представление об общем уровне удовлетворенности россиян, является именно отношение к системе ЖКХ. Статистика за последние шесть лет показывает, что количество жителей нашей страны, оценивающих услуги ЖКХ как положительные, увеличилось на 17%, несмотря на то что индексация тарифов происходит ежегодно. Но 2019 г. стал особенным для России в связи с новым решением Минэкономразвития РФ о повышении тарифов в два этапа. Поэтому в дальнейшем возможны существенные изменения этих показателей, так как при не очень высоком увеличении доходов граждан количество негативного отношения к ЖКХ может увеличиться».