Российские банки предложили внести в закон о национальной платёжной системе поправки, которые позволят блокировать карты при подозрении в зачислении на них мошеннически списанных средств на 30 рабочих дней.
По мнению авторов идеи Ассоциации банков России, эти изменения затруднят вывод средств по «купленным» банковским картам, а также будут играть роль обеспечительной меры для судебных и следственных органов.
Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на АБР, предложенные изменения позволят банку получателя без согласия клиента-плательщика «приостановить использование клиентом-получателем электронного средства платежа» до подтверждения легитимности трансакции.
Если отправитель денег обратился в полицию и получил там талон-уведомление, то блокировка может действовать 30 рабочих дней. На тот же срок можно будет блокировать сомнительную операцию в обеспечительных целях и по антиотмывочному закону. Если отправитель средств не предпримет таких действий, то карта получателя денег будет разморожена через два дня.
Впрочем, у экспертов по информбезопасности есть сомнения в действенности предложений. В частности, они отметили, что срок блокировки 30 рабочих дней выглядит недостаточно обоснованным. Для банка-получателя это означает фактически удерживать деньги больше месяца, однако что должно произойти за это время и почему предлагается прописать именно такой срок – не ясно. Вопросы, пишет издание, есть и у юристов. «Расследование уголовного дела может и не завершиться в отведенный срок, следовательно, необходимо предусмотреть и чётко прописать, какой документ будет продлять блокировку, куда он должен быть представлен,– указывает глава АБ «Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго.– Должно ли быть представлено в банк постановление о возбуждении уголовного дела или иной документ». Кроме того, по его словам, нельзя исключать риски злоупотребления правом, когда плательщик отправляет средства и после обращается в полицию или же банк без оснований задержит средства. «И на этот случай необходимо предусмотреть чёткую ответственность для злоупотребившего правом», – отмечает он.