Министерство финансов РФ впервые оценило объём неэффективных льгот для бизнеса. В целом положительно повлияли на местные бюджеты региональные преференции по налогам на прибыль и имущество на сумму всего 87 млрд руб., пишут «Известия» ссылаясь на расчёты ведомства за 2018 г.
При этом в общей сложности льготы по двум видам сбора обошлись субъектам в 253 млрд руб. Таким образом, по методологии правительства, эффективными оказались лишь 34% преференций.
Больше всего эффективных льгот зафиксировано в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Ленинградской области – 15,7, 12,3 и 4,4 млрд руб. соответственно. При этом в общей сложности послабления обошлись бюджетам этих регионов в 15,8, 31,5 и 9,5 млрд руб., следует из статистики Минфина. В 38 регионах, включая столицу, льготы не принесли бюджетам дополнительных доходов. В оставшихся положительный эффект был незначительным.
Лидируют по общей сумме выданных преференций Москва, где они стоили бюджету 44 млрд руб., а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, уточняет издание. В Ленобласти сообщили, что оказывают господдержку прежде всего инвесторам в экономику региона. В качестве удачных примеров предоставления льгот там привели табачную фабрику «Филипп Моррис Ижора», завод Nokian Tyres, производителя бумаги International Paper. Сейчас они уже не получают льгот, но платят налоги, уточнили в правительстве Ленобласти.
Получить льготы по налогам на прибыль и на имущество могут фармкомпании, инновационные организации, резиденты ОЭЗ или ТОР, обладатели специнвестконтрактов, социальные предприятия (например, предоставляющие образовательные или медицинские услуги) и ряд других. Субъекты РФ могут уменьшить региональную часть ставки по налогу на прибыль с 17 до 13,5% (до 12,5% в 2017-2020 гг.). Максимальный уровень выплаты по налогу на имущество – 2,2% от стоимости актива. Регионы также вправе обнулять этот вид сбора.
Руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина сообщила изданию, что считает показатель в 34% эффективных преференций для бизнеса из всего объёма льгот – приемлемым. При этом, член комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов полагает, что 34% – крайне невысокий показатель эффективности поддержки бизнеса.
В Минфине на вопросы газеты о дальнейших перспективах эффективных и неэффективных льгот сообщили, что эти оценки будут учтены в межбюджетных отношениях. Доля стимулирующих расходов по налогу на прибыль и на имущество организаций с положительным бюджетным эффектом, подчеркнули в ведомстве, – один из индикаторов, характеризующих качество планирования и управления региональными финансами.