В ближайшую пятницу состоится опорное заседание СД Банка России, на котором будут рассматриваться вопросы определения уровня ключевой ставки и уточнения макроэкономического прогноза. Все факторы указывают аналитикам ПСБ на то, что ключевая ставка будет снижена. Дискуссионными, считают они, остаются вопросы, насколько снижать ставку, стоит ли пересматривать прогноз и какие сигналы дать относительно перспектив процентной политики.
Снижение ключевой ставки предопределено распространением дефляционных процессов и прогнозами ухода инфляции ниже таргета ЦБ (4%).
Дефляция в потребительском сегменте затянулась. Сильное и раннее проявление сезонного снижения цен на продукты питания было неожиданным, а вторичный эффект от повышения НДС отсутствовал. Кроме того, правительству удалось создать работающую модель стабилизации цен на бензин.
В производственном сегменте также наблюдается дефляция. В промышленности за июнь — июль текущего года цены снизились более чем на 3%, а с начала года дефляция составила 2%. Цены сельхозпроизводителей с начала года снизились на 3%.
Ключевым аспектом, определяющим перспективы процентной политики, остается ожидаемый уровень инфляции. Правильно предсказать инфляцию в текущем году не смог никто. Наиболее близко был МЭР (с прогнозом в 4,3%), напоминают эксперты ПСБ, но сильная сезонная дефляция текущего лета вынудила и его снизить прогноз по инфляции (новый прогноз 3,8% на конец 2019 г. и 3% в 2020 г.). Столь низкий прогноз на 2020 г. косвенно указывает аналитикам Промсвязьбанка, что, по мнению МЭР, нейтральная ключевая ставка, которую ЦБ обещал достичь до середины 2020 г., находится в диапазоне 5—6% (а не 6—7% как неоднократно указывал ЦБ). Соответственно, заключают аналитики, потенциал снижения ключевой ставки, по прогнозу МЭР, остается значимым, а удержание ключевой ставки выше 6% будет сдерживать рост экономики.
Эксперты ПСБ также отмечают, что обеспечивает снижение прогнозов по инфляции целый набор факторов: слабость экономической активности (в т.ч. из-за внешних факторов), жесткая бюджетная политика (накопление ресурсов на бюджетных счетах и медленный старт нацпроектов), рост конкуренции на внутреннем рынке с ограниченной емкостью, товарное насыщение рынка продовольствия, стабильность цен на бензин, отсутствие ожиданий значимой девальвации рубля, высокая база 1-го полугодия 2019 г. (из-за повышения ставки НДС) и т.д.
Таким образом, заключают авторы анализа, основания для снижения прогноза есть и у ЦБ, но он, в отличие от МЭР, будет вынужден сделать это уже в третий раз в текущем году. Действующий прогноз ЦБ по инфляции и так предполагал снижение ключевой ставки на 0,25 п.п. Новый пересмотр прогноза будет означать, что снижать ставку надо сильнее (минимум до 6,75% в 2019 г.).
В этих условиях, продолжают аналитики, выбор тактики поступательного снижения ставки (по 0,25 п.п.) будет сопровождаться активным давлением МЭР на ЦБ с целью ускорить снижение и устранить сдерживающее влияние процентной политики на экономический рост (стимулирующий эффект от снижения ставки проявляется с лагом в 1—2 квартала). Проведя более резкое снижение ставки, регулятор сможет минимизировать давление, обеспечить соответствие политики изменению прогнозов по инфляции и взять паузу в действиях для оценки эффективности принятых в последнее время решений (снижение ставки с 7,75%).
С учетом всех указанных факторов аналитики ПСБ констатируют, что вероятность снижения ключевой ставки сразу на 0,5 п.п. существенно выросла. Тем не менее, они полагают, что ЦБ продолжит придерживаться поступательной тактики и снижение ставки в сентябре составит лишь 0,25 п.п. до 7%.
Развитие ситуации с инфляцией по оптимистичному сценарию дает основание экспертам ПСБ понизить их прогноз инфляции с 4,2 до 3,7%. Прогноз на 2020 г. понижен ими с 3,7 до 3,4%. Данный сценарий предполагает ключевую ставку 6,75% на конец 2019 г. и 6,5% на конец 2020 г. Соответственно, полагают аналитики банка, по итогам заседания регулятор сохранит мягкую риторику, но обещания снижать ставку на одном из ближайших заседаний останутся, если будет выбрана тактика поступательного ее снижения.