Правительство России, по данным «Коммерсанта», с подачи Минпромторга может существенно повысить утилизационный сбор на автомобили с 1 января 2020 г. Рост ставок составит от 80 до 110%.
Как сообщили источники издания, повышение ставок утильсбора, по оценкам экспертов министерства, в среднем составит около 80%. Другие собеседники уточняют, что индексация будет неравномерной. Так, на легковые автомобили рост сбора составит в среднем 110%.
Минимальной индексация будет для машин с объёмом двигателя меньше литра (около 46%), максимальной – с двигателем более 3,5 литра (145%). Индексация нужна для сохранения нагрузки на импорт автомобилей после сентябрьского снижения ввозных пошлин.
Собеседники издания обращают внимание, что данные расчёты ещё должны оценить в Федеральной таможенной службе (ФТС). Кроме того, нужно учитывать фактор акциза, который рассчитывается от мощности автомобиля (в лошадиных силах), исполняя, как и утильсбор, роль барьера для импорта.
Утильсбор, напомнил исполнительный директор аналитического агентства «Автоста» Сергей Удалов заложен в стоимость всех автомобилей, в том числе и произведенных в России, его доля в цене составляет несколько десятков тысяч рублей. Удорожание импортных автомобилей на фоне повышения ставок сбора может повлечь за собой рост цен и на локализованные машины, потому как прямых компенсаций утильсбора формально нет, добавляет эксперт. По его мнению, резкое повышение цен отпугнет население, доходы которого снижаются, поэтому ряд концернов будет поднимать стоимость своих машин постепенно — в целом на 2-4%.
Утилизационный сбор ввели в 2012 г. Сначала эту пошлину платили только импортеры, однако с 2014 г. её распространили и на отечественных автопроизводителей. Локализованным в РФ автоконцернам выписали взамен промышленные субсидии.
В 2016 г. сбор был проиндексирован на 65%. В 2018 г. пошлину повысили ещё в среднем на 15% (по некоторым позициям рост достиг 90%). После этого увеличились и цены на автомобили.
Утилизационный сбор – разовый платёж в пользу государства, взимаемый с покупателя автомобиля для обеспечения экологической безопасности окружающей среды и охраны жизни и здоровья человека от вредного воздействия эксплуатации транспорта.