При 1,9 трлн руб. страхового возмещения, выплаченного Агентством по страхованию вкладов (АСВ) с 2005 по 2018 г., около 9,3 млрд руб. оказалось не востребованы гражданами.
Большая часть вкладчиков, пишет «Российская газета» со ссылкой на АСВ, после отзыва у банка лицензии обращается за страховым возмещением в Агентство в первые же недели после начала выплат. Остальные – в течение всего срока ликвидации кредитной организации, который в среднем длится 1-3 года. Однако это уже единичные обращения. При этом, как выяснило издание, есть и те, кто не приходят за своими деньгами вообще.
По 478 страховым случаям с 2005 по 2018 г. (данные этого года в расчёт не брали, так как страховые выплаты по ряду банков ещё идут) таких нашлось ни много ни мало пять миллионов человек.
Доля невостребованного страхового возмещения в общем объёме страховой ответственности АСВ по этим банкам составила 0,5%. По мнению специалистов, основная причина, по которой вкладчики не приходят за своими деньгами, – незначительный размер остатка средств на их счетах.
По данным агентства, 90% «забывчивых» граждан имеют депозиты до 1 тыс. руб. У 70% сумма вклада меньше 100 руб. Лишь у 0,26% не обратившихся за страховкой вкладчиков размер остатков на счетах превышает 100 тыс. руб. Почему последние не приходят за своими деньгами, остаётся загадкой.
В конце 2018 г. депутаты и эксперты обсуждали идею передавать невостребованные вклады в казну. Однако по итогам дискуссии пришли к выводу, что инициатива неконституционна.