В России предлагают ввести индивидуальный тариф обязательного страхования автогражданской ответственности. Из-за него автомобилистам придётся устанавливать в машинах телематический датчик, сообщающий страховщикам о скорости и географии передвижения клиента.
Законопроект о либерализации ОСАГО с соответствующей инициативой, пишут «Известия», будет рассмотрен в Государственной Думе в первом чтении 15 октября. В документе, в частности, есть пункт о факторах, которые страховщики могут учитывать при определении индивидуального тарифа для клиента: «характеристика (навыки) вождения транспортного средства его владельцем (резкость торможения, ускорения, перестроения, частота и длительность использования транспортного средства) при условии их фиксации, в том числе с использованием телематических устройств…».
Минфин, как автор документа, пояснил изданию, что персонализация тарифов ОСАГО и будет заключаться в том, что страховщики самостоятельно выберут для клиента тариф, при этом они будут вправе учитывать наличие или отсутствие страхового датчика в авто. «Законопроектом предусматриваются меры экономического стимулирования водителей к соблюдению ПДД. Страховщики имеют право самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов с учётом личностных характеристик страхователя, в частности: характеристик вождения, наличия неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД. При этом законопроектом сохраняется ограничение на минимальный и максимальный размер страховых тарифов, регулируемых Банком России», – отметили в пресс-службе ведомства.
Принуждать автомобилистов к установке аппаратуры пока никто не будет. «Решение устанавливать датчик – это не обязанность водителя, это его право. Если у водителя есть такая потребность и желание, то страховщик вправе по заявлению страхователя организовать оснащение автомобиля телематическим устройством. Данные будут использоваться при установлении базовой ставки тарифа», – уточнили в министерстве.
Предполагается, что к базовому тарифу страховщики будут применять соответствующие коэффициенты за манеру вождения и число злостных нарушений ПДД либо их отсутствие, пояснили изданию в Российском союзе автостраховщиков». Однако ответить на вопрос, будут или не будут применяться повышающие коэффициенты для водителей без телематических устройств, в РСА не смогли. Хотя в текущем виде поправки позволят страховщикам насчитать максимальную стоимость ОСАГО отказавшемуся от телематического датчика клиенту (в законопроекте полностью отсутствует нормативное регламентирование скидки либо увеличения стоимости автогражданки для человека, отказывающегося от датчика «умного страхования»).
Сумма, которую придется выложить водителю без телематического датчика, по данным газеты, уже в 2020 г. для некоторых россиян может стать выше более чем на 100%. Так как тем же законопроектом предполагается отмена коэффициентов за регион проживания и мощность авто, но в то же время тарифный коридор предлагается расширить с 1 января следующего года на 40%, а с октября ещё дополнительно на 30%.
По предварительным подсчётам в Москве страховка может подешеветь, а в маленьких городах подорожать на 82%. Ужесточение тарифов ОСАГО, уверены, эксперты и депутаты, больно ударит по автовладельцам.