Научное сообщество вновь привлекает внимание государственной власти на необходимость разработки, принятия и реализации «дорожной карты» развития сельскохозяйственного производства в комплексе:
· с развитием производительных сил в сельской местности,
· с развитием сельских территорий – населённых пунктов вкупе с земельными, водными, лесными ресурсами),
· с обеспечением продовольственной безопасности страны.
Таков итог состоявшихся Никоновских чтений.
– Потенциалом развития обладает каждый сельский населённый пункт, главное – выявить ресурсы и создать условия для использования, – заявил руководитель Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова академик РАН Александр Петриков. – Крайне важно сформировать в обществе понимание того, что развитию села необходимо уделять такое же внимание, как и городу. От этого выиграет страна в целом – и сельские жители, и горожане.
По его убеждению, развитие села уменьшит миграцию в города, что положительно повлияет на решение жилищных, транспортных, экологических проблем в них (городах), снизит конкуренцию на рынке труда. Развитие села через укрепление сельской экономики и инфраструктуры создаст условия для удовлетворения рекреационных потребностей городского населения. Всё это способствует укреплению территориальной целостности страны, её геополитическому положению.
А пока, по мнению большинства спикеров прошедших научных чтений, продолжается опустынивание сельских территорий. Так, две Всероссийские сельскохозяйственные переписи 2006 года и 2016 года показали рост числа муниципальных районов с низкой плотностью населения (до пяти человек на квадратный километр) – на 13,7%. В 74 субъектах РФ из 85 сохраняется тренд увеличения пустующих домов. Исключение – Карачаево-Черкесская и Чеченская республики, республики Адыгея, Ингушетия, Татарстан, Воронежская, Ленинградская, Самарская и Челябинская области. За десять лет между двумя сельскохозяйственными переписями численность сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств сократилась на 40%. Соразмерных такому сокращению других рабочих мест на селе не было создано. При этом остающиеся хозяйствовать на земле работодатели не заинтересованы участвовать в развитии сельских населённых пунктов – нет механизмов экономического стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей на участие в мерах по созданию комфортных условий проживания сельчан.
Слабость местного самоуправления и дефицит местных бюджетов тоже не способствуют социальному и инфраструктурному развитию сёл. Это усугубляется разобщённостью действий федеральных органов государственной власти. К примеру, в правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий не представлены Минкультуры РФ, Минспорта, Минстроя, Минкомсвязи, Минэнерго, деятельность которых имеет большое значение для комфорта сельских жителей.
Между тем, принятая в мае Государственная программа по комплексному развитию сельских территорий на 2020-2025 гг. не отвечает вызовам времени, считает главный научный сотрудник Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства академик РАН Александр Костяев. Так, показатель сохранения доли сельского населения в общей численности россиян к 2025 году на уровне 25,3% должен быть достигнут уже в первый год реализации программы, в 2020 году и «застыть», несмотря на множество факторов, влияющих на динамику жизни. Ещё одна программная цель – 80% соотношения среднемесячных реально располагаемых ресурсов между городскими и сельскими домохозяйствами представляется недостижимой, поскольку, по данным Росстата, этот показатель в 2016 году был на уровне 64,1%, а в 2018 году – 59,1%.
На Никоновских чтениях, в которых приняли участие представители Германии и Казахстана, приняли рекомендации, призванные раскрыть недооценённый потенциал российского села и открыть сельским жителям давно лелеемые ими перспективы. В частности, предложено принять федеральный закон об устойчивом развитии сельских территорий, в котором прописать полномочия федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, предусмотреть приоритет развития малого и среднего предпринимательства, существенно укрепить местные бюджеты, организовать государственный и общественный мониторинги Госпрограммы комплексного развития сельских территорий.
Организовали Никоновские чтения-2019 Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова, Вольное экономическое общество России, экономический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова при содействии Министерства науки и высшего образования РФ и Федерального научного центра аграрной экономики и социального развития сельских территорий.