Правительство РФ внесло на рассмотрение в Государственную Думу законопроект №828237-7 «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации».
Совместно с документом в ГД также поступили ещё четыре пакетных законопроекта («О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации», «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации»).
Законопроект «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации» подготовлен во исполнение поручения президента РФ Владимира Путина. Он формирует основы законодательства об инвестиционной деятельности и её развитии, создаёт правовую основу для системной и комплексной работы по поддержке вложения инвестиций частными инвесторами, вводит институт соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).
Под инвестиционной деятельностью в соответствии с документом понимается вложение инвестором инвестиций в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в рамках реализации инвестиционного проекта.
Законопроект предусматривает наличие общего и проектного инвестиционных режимов.
Общий инвестиционный режим предусматривает отсрочку вступления в силу (3 года) нормативных правовых актов, ухудшающих условия инвестиционной деятельности.
В рамках общего инвестиционного режима не устанавливаются требования по объёму собственных инвестиций ввиду невозможности администрирования всех организаций, реализующих проекты, на территории РФ. Вместе с тем такие требования могут быть установлены правилами предоставления государственной (муниципальной) поддержки в случае, если организация, реализующая проект, будет претендовать на получение указанной поддержки.
Проектный инвестиционный режим предусматривает особенности применения отдельных актов публично-правового образования (актов (решений) регулируемой организации) при реализации новых крупных инвестиционных проектов.
При объёме собственных инвестиций от 250 млн до 5 млрд руб. в проекты в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, в проекты в сфере промышленности, сельского хозяйства и цифровой экономики, в проекты в иных сферах экономики, инвесторам, заключившим СЗПК, законопроектом гарантируется неизменность: налоговых условий (по налогу на прибыль, имущество, транспортному и земельному налогам, срокам уплаты и порядку возмещения НДС, новым налогам и сборам (за исключением государственных пошлин), на срок от 6 до 20 лет; условий технического регулирования, лицензирования, землепользования и застройки территорий, административных процедур в строительстве – на срок до 3 лет; принятых решений об условиях предоставления мер государственной поддержки – на срок, предусмотренный связанными договорами (соглашениями о предоставлении субсидий и иными аналогичными соглашениями).
В случае осуществления собственных инвестиций в объёме не менее 10 млрд руб., дополнительно могут быть гарантированы на выбор организации, реализующей проект, следующие условия: формула расчёта тарифа, вывозные таможенные пошлины – на срок от 6 до 20 лет; инвестиционные программы регулируемых организаций, квоты на различные ресурсы, ставки платы по обязательным платежам, за лесные ресурсы – на срок до 3 лет.
Предельный срок заключения СЗПК устанавливается на 1 января 2030 г.