Результаты проведённого Счётной палатой анализа говорят о том, что региональные программы капремонта, реализация которых идёт с 2014 г., пока со своими задачами не справляются. Так, объём жилого фонда с износом от 66 до 70% и выше, не только не сокращается, но и имеет тенденцию к увеличению, подчёркивают аудиторы.
Анализ выявил ряд системных проблем в области проведения капремонта, одна из которых связана с отсутствием единого порядка формирования региональных программ, а также системы технического учёта жилищного фонда. Кроме того, в программы капремонта систематически включаются аварийные дома, подлежащие сносу и реконструкции, или ветхие дома, ремонт которых экономически нецелесообразен. Так, с 2017 по 2019 гг. Фонд ЖКХ выявил более 10 тыс. таких домов.
Реализация программ капремонта осуществляется в рамках принимаемых регионами краткосрочных (как правило, трехлетних) планов реализации. Однако до 20% этих планов не выполняются из-за недостаточной организации работы региональными операторами, длительности конкурсных процедур и срыва своих обязательств подрядчиками. Например, в 2018 г. было капитально отремонтировано более 42 тыс. домов и выполнено около 120 тыс. работ (услуг). Это только 78% от запланированных показателей.
В СП назвали ещё одну острую проблему – недостаточная финансовая устойчивость региональных программ капремонта. Так, на 1 января текущего года их общее финансовое обеспечение составляло только 55%. Краткосрочные планы капремонта на период 2019-2021 гг. обеспечены финансированием на уровне 82%. В результате, подчёркивают аудиторы, возникают риски, что их реализация будет или приостановлена в ближайшее время или они вообще не будут выполнены. «Возникшая проблема обусловлена тем, что в большинстве регионов минимальный размер взноса на капремонт почти в два раза ниже экономически обоснованного размера. Причина в том, что субъекты устанавливают его с учётом доступности для граждан при существующем у них уровне доходов», – пояснила аудитор Счётной Палаты Светлана Орлова.
Помимо этого проблемными остаются вопросы, связанные с проведением капремонта бывшим наймодателем такими как федеральные и региональные органы власти, органы местного самоуправления. Как показал анализ СП, в настоящее время инвентаризация обязательств бывшего наймодателя никем не проведена.
В ходе анализа также была отмечена отрицательная динамика в 2016-2019 гг. по количеству МКД, класс энергоэффективности которых был повышен в результате проведенного капремонта.