Депутаты Государственной Думы на заседании в среду, 6 ноября 2019 г., приняли в первом чтении законопроекты №775367-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части совершенствования процедуры допуска ломбардов на финансовый рынок, принципов функционирования кредитных кооперативов и информирования потребителей финансовых услуг микрофинансовых институтов)» и №775302-7 «О внесении изменений в статью 333.33 Налогового кодекса РФ в части установления размера государственной пошлины за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов».
Первым документ предлагается, в частности:
установить запрет лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере финансовой деятельности, входить в состав органов управления сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКК);
устранить противоречия между действующими федеральными законами, регулирующими право СКК заниматься страховой деятельностью путём установления для действующих ССК обязанности в течение 180 дней оформить лицензию на осуществление деятельности по страхованию или прекратить свою деятельность;
дополнить действующие территориальный и профессиональный принципы создания и функционирования кредитных потребительских кооперативов (КПК) социальным принципом, который предусматривает объединение членов (пайщиков) КПК на основе их принадлежности к лицам, являющимся членами общественного объединения, ассоциации или иной некоммерческой организации;
предусмотреть внесение Банком России в реестр КПК сведений об обособленных подразделениях КПК;
предусмотреть персональную ответственность единоличного исполнительного органа КПК за обеспечение сохранности и достоверности сведений о членах (пайщиках) КПК, содержащихся в реестре КПК;
исключить необходимость направлять дублирующие документы, содержащие отчет о деятельности и персональном составе органов КПК с числом членов более 3 тыс. лиц, в СРО, объединяющую кредитные кооперативы;
признавать ломбардом только то юрлицо, сведения о котором будут содержаться в государственном реестре ломбардов, который ведёт Банк России;
закрепить основания для исключения ломбарда из реестра;
повысить требования к деятельности ломбардов – ввести запрет на выдачу займов под залог недвижимости, предоставить ломбардам право сдавать в аренду (субаренду) недвижимость и осуществлять деятельность банковского платёжного агента, ограничить максимальную сумму выдаваемого займа суммой оценки залога, увеличить пороговое значение суммы оценки невыкупленной вещи для проведения открытых торгов с 30 тыс. до 300 тыс. руб.;
выдавать вместо свидетельства (копии свидетельства) о внесении сведений о юрлице в государственный реестр микрофинансовых организаций (МФО) ЦБ выписку из государственного реестра МФО;
обязать МФО иметь официальный сайт в сети «Интернет»;
запретить юрлицам, которые не являются и не намереваются приобрести статус МФО, использовать в своём наименовании «микрофинансовая организация» или иным образом указывать на своё право осуществлять деятельность МФО.
Законопроект также предполагает продление времени работы ломбардов на три часа – до 23:00.
Вторым законопроектом устанавливается, что размер пошлины за внесение сведений о юрлице в государственный реестр ломбардов составит 1,5 тыс. руб. Документ также исключает взимание госпошлины в размере 300 руб. за выдачу дубликата свидетельства о внесении сведений о юрлице в государственный реестр микрофинансовых организаций взамен утраченного или пришедшего в негодность.