Комитет Государственной Думы по финансовому рынку и Комитет по бюджету и налогам в целом поддержали Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020-2022 гг. Рассмотрение документа запланировано на 20 ноября 2019 г.
В проекте документа на будущий год впервые формулируется принцип разделения целеполагания между денежно-кредитной политикой и обеспечением устойчивости финансового сектора.
Председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил, что документ в целом заслуживает положительной оценки. Однако целый ряд сформулированных в нём положений являются недостаточно обоснованными и нуждаются в доработке. В частности, Комитеты в своих заключениях предыдущих лет постоянно поддерживали применение регулятором специализированных инструментов рефинансирования, отмечали точечное позитивное их воздействие на те сектора экономики, в которых они применялись, и сейчас продолжают считать необходимым их применение наряду с мерами денежно-кредитной политики.
«Учитывая, что финансовые санкции в отношении экономики России сохранятся на всем прогнозном горизонте, можно было бы сохранить специализированные инструменты рефинансирования в качестве внутренних источников развития в отношении приоритетных отраслей экономики и поддержки импортозамещения», – уточнил А. Аксаков.
В качестве основного канала влияния на денежно-кредитные условия в экономике и инфляцию Банк России, как и прежде, предполагает использовать процентные ставки. По мнению главы комитета, в документе при этом следовало бы уделить большее внимание кредитному каналу трансмиссионного механизма ДКП.
Говоря о представленных в Основных положениях сценариях макроэкономического развития, А. Аксаков отметил, что несмотря на то, что показатели ДКП и валютного курса в последние годы потеряли прямую связь с ценами на нефть, в основу сценарных прогнозов положены именно эти показатели. По его мнению, ЦБ должен оценить целесообразность такого построения системы прогнозирования, выделить другие ключевые индикаторы, а при необходимости обратиться к депутатам с предложением о внесении соответствующих изменений в ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».
Он также обратил внимание на то, что как и в предыдущие годы ключевые прогнозные показатели не совпадают с соответствующими данными Правительства. «Такие расхождения должны по меньшей мере иметь обоснования в документе», – считает председатель Комитета.
А. Аксаков отметил недостаточность раскрытия тематики финансовых инноваций в контексте их влияния на реализацию денежно-кредитной политики.