Про стагнацию МСП выяснили эксперты Промсвязьбанка, «Опоры России» и агентства Magram Market Research. На их исследование ссылается РБК.
Эксперты регулярно подсчитывают индекс деловой активности RSBI. Показатель деловой активности малого и среднего бизнеса уже около года колеблется в районе 50. В конце октября наметился небольшой рост, но уровень не достиг даже 51 пункта.
При расчете индекса учитываются четыре показателя: доступность кредитов, кадров, объем продаж и инвестиций. Наиболее существенно снизился индекс продаж — с 52,3 до 47,8 пункта.
Кадровый индекс тоже ушел в зону стагнации, составив 49,4 пункта. Год назад он составлял 50,7 пункта.
Индекс инвестиций снизился незначительно — с 55 пунктов во втором квартале до 54,6.
RSBI оценивает настроения бизнеса в трех отраслях: торговле, производстве и сфере услуг. Наибольший пессимизм продемонстрировало производство — индекс в этой сфере упал с 53,9 до 49,4 пункта. В сфере услуг, напротив, наблюдается рост — ее индекс поднялся с 50,8 до 52,9 пункта.
Профессор департамента социологии НИУ ВШЭ Александр Чепуренко напомнил РБК о сокращении числа малых предприятий. «Судя по всему, продолжается или уход из бизнеса, или переход в серую экономику», — сказал он. А доцент РАНХиГС Олег Филиппов отметил, что за последние десять лет вклад малого и среднего предпринимательства в российский ВВП снизился до критического уровня. Впервые вклад малого и среднего бизнеса в российскую экономику Росстат оценил в этом году (за 2017 г.) — 21,9% ВВП. В развитых странах этот показатель обычно находится в диапазоне 50–60%.
По мнению ученых, на сокращение малого бизнеса главным образом влияет налоговое бремя. После увеличения НДС с 18 до 20% в 2019 г. крупный бизнес стал резко сокращать свои расходы, и это, в первую очередь, отразилось на малом и среднем бизнесе, который зачастую выступает в качестве его подрядчика.
Business FM попросила высказаться по теме самих предпринимателей.
Генеральный директор Екатеринбургского цементного завода Ринат Брылин сказал: «Я не могу предсказать роста продаж своей продукции — наоборот, как бы не потерять тот уровень, который у нас был изначально. Нам бы не упасть вниз. Мы не думаем, что у нас на предприятии, да и вообще в нашей отрасли будет какой-то толчок вверх. Доступность кредитов — наверное, они доступны, только дело в том, что тратить не на что. Какие-то инвестиции в своей отрасли я пока не предвижу».
Владелец шоколадной мануфактуры Fresh Cacao Андрей Хачатурян так прокомментировал результаты исследования: «Взяли все параметры, которые наиболее остро бьют в бизнес: продажи, наличие доступного финансирования и кадры. Был момент, когда с кредитами было совсем все плохо, банки хотели давать, но там проценты были совсем высокие — для бизнеса как минимум. Сейчас ситуация немного улучшилась, банки, то ли из-за того, что у них стало свободных денег больше, предлагают их активнее. Нам буквально каждый день звонят с разными предложениями дать кредит нашему бизнесу, но по-прежнему процент такой, что не очень хочется брать — 15-20%. Для бизнеса это может быть, конечно, и не страшно, но если это на пополнение оборотки или на закуп какого-то оборудования, это уже не так интересно».
Владелец транспортной компании в Челябинске Олег Дингес: «Но если заявку подавать, могут и отказать. Хотя Сбербанк весной уговорил меня. Я уже даже согласился приобрести транспорт, вроде подал заявку, но все равно отказали. Не объясняют причин. С кадрами — люди стараются на крупные предприятия перейти. А те, кто идет к малым предпринимателям, бегают от организации к организации, не очень благонадежные, и проблемы с ними. Они приходят, поработают месяц-два и уходят».