Впервые в России документ стратегического планирования обсуждался до подготовки окончательного варианта его проекта и рассмотрения в чиновничьих структурах до вынесения на общественные слушания. В течение 75 дней, начиная с 26 августа, во всех регионах, входящих в Арктическую зону Российской Федерации (АЗРФ), прошли десять стратегических сессий, на которых каждый их участник мог высказать своё мнение и внести свои предложения в «банк идей» крупномасштабного проекта «Арктика-2035». Об окончании публичный слушаний было объявлено во вторник в мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» на пресс-конференции «Итоги экспертного и стратегического обсуждения стратегии Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ)».
Выступая перед журналистами заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков заявил, что на основе полученных с мест предложений и рекомендаций проект Стратегии «Арктика-2035» будет подготовлен к концу текущей рабочей недели.
Документ, по его словам, станет фундаментом, на котором будут строиться механизмы и инструменты развития геостратегического макрорегиона во всех сферах жизни. Именно поэтому в работе над ним важно было услышать мнение людей, живущих и работающих на Крайнем Севере, узнать оценку экспертного сообщества, отметил высокопоставленный чиновник.
С этой целью во всех арктических регионах России были проведены публичные слушания в форме стратегических сессий, сообщил координатор программ Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Александр Стоцкий. И выяснилось, что жителей Республики Саха (Якутия), Мурманской области, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов одинаково волнуют вопросы улучшения современной инфраструктуры. Жители Архангельской области связывают своё будущее с перспективами ледокольного флота, спортивного и экологического туризма, а в арктической части Карелии люди возлагают надежды на создание крупного логистического центра посредством модернизации порта Беломорск. В Республике Коми и Ненецком автономном округе верят в реализацию межрегиональных проектов, в частности, в строительство автомобильной дороги Нарьян-Мар – Усинск – Печора – Ухта – Сыктывкар. В работе всех десяти стратегических сессий принял участие заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики А. Крутиков, подчеркнул А. Стоцкий, что свидетельствует о заинтересованности государства в развитии своих северных территорий.
Одновременно с общественными слушаниями на сайте ПОРА была запущена платформа по сбору идей «Арктика-2035», на которую поступило 656 предложений – 174 по инфраструктуре, 112 по территориальной и отраслевой экономике, 93 по развитию туризма, 63 по внедрению современных технологий и в сфере производства продукции, и в сфере корпоративного и государственного управления. На сайте зафиксировано 450 тыс. посещений. 12 175 человек высказали свою позицию по обновлению малой авиации и речного флота, применению инновационных разработок как при освоении месторождений, так и при создании комфортного быта северян.
– Таким образом, мы сверили часы с арктическими регионами и общественными организациями, – отметил заместитель министра.. – Нигде в мире не было такой открытой площадки для общественного обсуждения. Это очень ценная работа.
На вопрос «ЭЖ» о предполагаемых источниках финансирования работ при реализации стратегии «Арктика-2035» А. Крутиков ответил, что приоритет отдаётся частным инвестициям. Бизнес будет открывать новые высокопроизводительные и высокооплачиваемые рабочие места, на это направлены готовящиеся законопроекты по стимулированию частных инвесторов. За частным капиталом пойдут бюджетные инвестиции. Сейчас доля бюджетных вливаний в АЗРФ составляет 5% от общего объёма капиталовложений. Такая пропорция должна сохраниться.
По словам заместителя министра, ключевая задача заключается в том, чтобы добыча углеводородного и другого сырья давала максимальное развитие территориям, подтягивала малый бизнес, наращивала местные технологические компетенции, развивала местные университеты и научные институты. И это всё закладывается в проект стратегии, сказал А. Крутиков.