Федеральная налоговая служба России и Федеральная служба по труду и занятости проведут одновременные проверки работодателей, нанимающих самозанятых в качестве своих работников, оформляя их по гражданско-правовым договорам.
Соответствующее заявление опубликовано на сайте ФНС России.
По закону самозанятые не имеют работодателя и не привлекают наёмных работников по трудовым договорам. Однако налоговые органы выявляют случаи, когда самозанятые, заключая с организациями (индивидуальными предпринимателями) договоры на оказание услуг, фактически работают у них. При этом работодатели минимизируют обязательства по уплате страховых взносов и не исполняют обязанности налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ.
Выявление признаков трудовых отношений является основанием для проверки и привлечения работодателя к ответственности за нарушение трудового и налогового законодательства. В частности, в соответствии с КоАП предусматривается приостановление деятельности на срок до 90 суток. Кроме того, выплаченные самозанятым доходы, фактически получаемые в рамках трудовых отношений, подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.
При наличии признаков трудовых отношений между работодателем и самозанятым работодатель может избежать негативных последствий в виде доначислений НДФЛ и страховых взносов, а также пени и штрафов, представив соответствующие налоговые декларации (расчёты).
Эксперимент по введению налога на профессиональный доход для самозанятых граждан стартовал с 1 января 2019 г. в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане. Он позволяет гражданам вести предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и визитов в налоговую инспекцию. Ставка налога при получении дохода от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физлицам составит 4% и 6% от реализации ИП и юрлицам. Ежегодный доход самозанятого при этом не должен превышать 2,4 млн руб. в год или 200 тыс. руб. в месяц.