Опрос проводили PwC и аналитический центр НАФИ. Исследование охватило около тысячи представителей крупного, среднего и малого бизнеса. Оно велось в октябре-ноябре 2019 г. Авторы опросили два поколения бизнесменов - граждан 1957-1963 годов рождения («бизнесмены начала 1990-х») и 1980-1991 годов рождения («современные бизнесмены»).
59% старших предпринимателей полагают, что сегодня бизнес вести легче, чем в девяностые. Младшее поколение считает иначе. 55% его представителей уверены, что вести бизнес стало за двадцать лет тяжелее.
Оптимистичные старики усматривают улучшение условий для бизнеса, отмечают доступность услуг и более прозрачные схемы ведения дел, а также отсутствие криминала, поддержку и расширение общих возможностей.
За прошедшее время поменялся список потенциальных опасностей, о которых упоминают предприниматели. В 1990-е главными рисками ведения бизнеса в России называли убийство (о нем упомянули 82% опрошенных), физическое насилие (80%) и угроза безопасности семьи и близких (75%). А сейчас риски - это потеря деловой репутации (56%), тюремное заключение (38%) и вынужденная эмиграция (37%). Риски убийства и физического насилия снизились в разы (на 73 п.п. и на 72 п.п. соответственно), однако угроза тюремного заключения для предпринимателя уменьшилась ненамного (44% для 1990-х).
Среди очевидно положительных моментов, отмеченных в исследовании - ответы на вопрос о возможности вести бизнес честно и законно тогда и сейчас. 58% российских бизнесменов предположили, что в современной России это возможно. И только 40% не согласны с этим утверждением. Любопытно, что в этом вопросе больший пессимизм проявило старшее поколение. Большинство опрошенных (60%) ответили, что в девяностые годы невозможно было вести бизнес честно и законно.
Внушает оптимизм и то, что в целом оба поколения опрошенных предпринимателей сочли, что за прошедшие годы ситуация в стране стабилизировалась, начинать свое дело стало проще, а кредиты стали доступнее. Хуже дела, по мнению бизнеса, обстоят с ценами на топливо и электричество, а также с квалификацией работников.
Больше половины (56%) респондентов надеются на то, что в следующие 30 лет российский бизнес будет развиваться, но остается много уверенных в том, что бизнес останется в нынешнем состоянии или вовсе будет деградировать (39%). Респонденты считают, что препятствовать развитию бизнеса в России будут высокие налоги (24%), проверки и контроль со стороны государства (13%), коррупция и кумовство (12%) и отсутствие господдержки (8%).