Институт «Центр развития» НИУ ВШЭ представил очередной квартальный Опрос профессиональных прогнозистов относительно их видения перспектив российской экономики в 2019–2020 гг. и далее до 2025 г. По сравнению с предыдущим опросом консенсус прогноз ВВП вырос на 0,1 п.п. для всех лет, кроме 2019–2020 г., для которых консенсус прогноз остался прежним. Таким образом, ожидания экспертного сообщества в отношении темпов роста российской экономики практически не изменились. Прогнозируемые темпы роста на ближайшие годы ограничиваются 1,7–2,2% даже в условиях ожидаемого снижения ключевой ставки (еще примерно на 0,5 п.п. в следующем году).
Эксперты самым внимательным образом отслеживают текущие тенденции в динамике нефтяных цен и валютного курса. От их решений в этой области зависят и их прогнозы развития страны.
В этот раз эксперты спрогнозировали несколько более дорогую нефть и несколько более сильный рубль (все – в сравнении с июльским опросом), но, по большому счету, изменения минимальны. В долгосрочной перспективе ожидается достаточно стабильный курс рубля и достаточно стабильные нефтяные цены.
Организаторы мероприятия по опросу прогнозистов отмечают в комментарии, что базовый сценарий Министерства экономического развития, опубликованный в сентябре, для 2019–2020 гг. не слишком сильно отличается от ожиданий независимых экспертов. «Обращает на себя внимание лишь прогноз замедления инфляции до 3% в 2020 г., поскольку среди участников опроса только двое ожидают прироста ИПЦ на уровне 3,3%, остальные придерживаются оценок ближе к 4% (таргет Банка России)».
А вот с 2021 г. расхождения нарастают. МЭР пессимистичнее смотрит на перспективы нефтяных цен, но при этом гораздо оптимистичнее – на динамику ВВП. В частности, с 2021 г. МЭР ожидает ускорения экономического роста до 3,1–3,3% в год, что существенно выше не только оценок участников консенсус-прогноза, но и экспертов Банка России, которые ожидают в 2021 г. ускорения роста ВВП максимум до 2,5%, а в 2022 году – до 2,5–3,0%. При этом прогноз МВФ по России не отличается принципиальным образом от консенсус-прогноза.
В целом консенсус-прогноз предполагает такой сценарий: прирост ВВП – менее 2% в год, инфляция – 4%, ключевая ставка Банка России – примерно 2% в реальном выражении. Это при том, что за основу принято ожидание колебаний цены нефти в диапазоне 60–65 долл./барр., а валютный курс ослабляется примерно на 1 руб./долл. в год, иногда чуть больше, иногда чуть меньше.
Таким образом, большинство экспертов ожидает достаточно спокойной ситуации в финансовом секторе и продолжения медленного роста в реальном. «Центр развития» отмечает, что из 27 участников опроса два прогнозиста предсказывают рецессию в 2022 г. и один – в 2023 г., но их точка зрения не разделяется большинством экспертного сообщества. Только один эксперт рассчитывает на достижение 3% роста ВВП в 2023–2025 гг.
Таким образом очевидно, что большинство макропрогнозистов пока ориентируется на инерционный сценарий, не закладывая в свои оценки возможный позитивный эффект от «регуляторной гильотины», инфраструктурных проектов, законодательства о защите капвложений и других мер по стимулированию деловой активности, разрабатываемых в настоящее время.
Если же оценивать итоги прогноза не из «Центра развития», а со стороны, представляется вот что. Экономисты не верят ни в какие экономические рывки. Не склонны они переоценивать вклад в развитие экономики тех гигантских проектов, которые декларирует и финансирует из денег налогоплательщиков власть. Не считают реальными серьезные позитивные изменения в деловом климате. А надеются только на одно – что хуже не будет, в рецессию страна не впадет и какой-то рост все-таки можно будет разглядеть.