Нижняя палата парламента РФ приняла в первом чтении депутатский законопроект, исключающий из доказательств административного правонарушения установление средней скорости движения транспортного средства на отдельном участке дороги.
В пояснительной записке, авторы инициативы отмечают, что в последние годы в ряде регионов России автомобилистам стали выписывать штрафы за так называемое движение со средней скоростью, которую измеряют с помощью автоматических комплексов. Два комплекса фиксируют скорость на участке дороги, каждая камера фиксирует государственный номер проезжающего транспортного средства, время проезда и координаты. Зафиксированные данные поступают на сервер, после чего вычисляется средняя скорость движения транспортного средства, с которой было преодолено расстояние между точками фиксации скорости движения. В случае если средняя скорость превышает установленную скорость движения, налагается административное взыскание по статье 12.9 КоАП РФ.
При этом в соответствии со статьей 12.9 КоАП РФ административная ответственность установлена за превышение конкретную скорости движения. Так, за превышение установленной скорости движения на величину более 20, но не выше 40 км/ч установлен административный штраф в размер 500 руб., за превышение на величину более 80 км/час – 5000 руб. или лишение права управления транспортными средствами на срок 6 месяцев. Таким образом, автоматические комплексы фиксируют мгновенную скорость движения в конкретном месте, и в случае её превышения автовладелец получает штраф в соответствии со статьей 12.9 КоАП РФ за конкретное превышение скорости на ту или иную величину.
Поскольку ни в статье 12.9 КоАП РФ, ни в Правилах дорожного движения нет такого понятия, как «средняя скорость» авторы законопроекта считают, что для привлечения к административной ответственности требуется фиксация правонарушения в конкретном месте и в конкретное время.
Некорректным, отмечают депутаты, также является привлечение к административной ответственности по другим статьям КоАП РФ в случае фиксации с помощью автоматических комплексов изменения расположения транспортного средства на полосах движения в начале и в конце участка проезжей части, например, в начале и в конце тоннеля, то есть не в конкретно установленном месте и не в конкретно установленное время.
«Привлечение к административной ответственности на основе догадок, домыслов и расчётов недопустимо», – подчёркивают парламентарии.
В этой связи законопроектом № 494136-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения условий привлечения к административной ответственности» вносятся изменения в статьи 1.5, 1.7, 1.8 и 12.9 КоАП РФ, предусматривающие, что административное взыскание может быть наложено только в случае фиксации административного нарушения (превышения установленной скорости движения, нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги)в конкретно установленном месте и в конкретно установленное время.