Черная пятница и киберпонедельник подтвердили вообще рост потребительского спроса

| новости | печать

Данные исследования Сбербанка показывают, что скидки появляются даже раньше наступления черной пятницы; изменения в паттернах покупок заметны уже за неделю до основных распродаж.

Тем не менее, на взгляд авторов исследования, выбранные четыре дня вполне хорошо отражают ситуацию с общей потребительской активностью. Рост реальных расходов россиян за рассматриваемый период составил 2,4% год к году, что согласуется с медленным, но устойчивым увеличением потребительского спроса в последние месяцы. В общей сумме россияне потратили за четыре дня почти полтриллиона рублей (497,9 млрд).

По оценкам аналитиков Сбербанка, скидки и предложения привели к дополнительным расходам в объеме 19,3 млрд руб. (или 3,9%) совокупного спроса.

В этом году впервые весь прирост приходится на электронные каналы продаж. Через них было реализовано товаров на 116,7 млрд руб., что на 33,3% больше, чем в черную пятницу 2018 г. Общая доля e-commerce выросла с 18% до 23,4%. Номинальный объем продаж по каналам традиционных ретейлеров остался около уровней 2018 г.

Еще одна особенность 2019 г.: впервые россияне осуществили с использованием наличных денег менее половины трат. Доля безналичных транзакций с 29 ноября по 2 декабря составила 50,9% всех расходов против 47,5% годом ранее.

Наиболее заметно в дни распродаж выросла доля расходов на бытовую технику и электронику (на 0,9 п.п. — до 4,1%), товары для красоты и здоровья (на 0,4 п.п. — до 1,8%), одежду, обувь и аксессуары (0,4 п.п. — до 9,4%).

Некоторые россияне воспользовались черной пятницей не только для шопинга, но и приобщились к здоровому образу жизни: расходы на спорт увеличились на 0,2 п.п. и составили 1,4% в совокупных тратах.

Перераспределение средств происходило, прежде всего, за счет продуктовых магазинов и кафе, баров и ресторанов, доля которых в потреблении сократилась на 1,7 п.п. и 0,6 п.п. соответственно.

Пик активности приходится на первые два дня распродаж. За 29 — 30 ноября было потрачено 10% от месячных расходов на бытовую технику и электронику, товары для красоты и здоровья, мебель и предметы интерьера.

Универсальные магазины чуть менее заметны на фоне этой статистики, прежде всего за счет предшествующей черной пятнице распродаже 11 ноября, так называемому «Дню холостяка», который является главным для ретейлеров в Китае. В этот день россияне оставили в универсальных магазинах 9,2% месячного объема трат, что в принципе стало самым заметным всплеском потребительской активности в ноябре.

В период распродаж растет активность всех возрастных групп, но россияне в возрасте от 16 до 45 лет более активны — их доля в совокупных тратах на 1 п.п. выше обычной. Собственно, замечают авторы исследования, структура покупок по ряду категорий связана с возрастом потребителей.

Скидки черной пятницы на ювелирные изделия, а также товары для красоты и здоровья имеют наибольшее значение для самой юной группы покупателей от 16 до 20 лет, которые еще не имеют стабильного дохода: здесь их траты возрастают более чем на 50% по сравнению с сопоставимым периодом ноября.

Относительное увеличение расходов на спорт наиболее заметно у россиян до 30 или старше 50 лет.

Поиск скидок на одежду, обувь и аксессуары в основном характерен для покупателей до 25 лет (траты возрастают на треть), у старшего поколения суммы покупок в данной категории изменяются кратно меньше.

В подавляющем большинстве регионов расходы в черную пятницу превышают типичный уровень ноября. Наиболее заметна эта разница в Оренбургской области (10%), Республике Адыгея (9,3%) и Приморском крае (8,9%). Санкт-Петербург и Ленинградская область находятся на пятом месте по этому показателю (8,4%), а вот Москва в список топ-10 не попала. В среднем по стране превышение составляет 4%.

Несмотря на то что россияне уже в целом привыкли к активному участию в распродажах, динамика трат в черную пятницу по-прежнему демонстрирует реальное увеличение год к году, отмечают эксперты Сбербанка. В восьми регионах темпы прироста превышают 10%, а у лидера рейтинга — Республики Тыва — расходы в период скидок возросли на четверть.

Топ-10 регионов по изменению трат в черную пятницу, % год к году

Регионы

Значение

Республика Тыва

25,1

Псковская область

14,1

Республика Алтай

13,5

Республика Адыгея

12,8

Алтайский край

12,0

Амурская область

11,7

Омская область

11,0

Еврейская АО

10,1

Чукотский AО

9,2

Магаданская область

8,7

В среднем по стране

2,4

Источник: Сбербанк