Данные исследования Сбербанка показывают, что скидки появляются даже раньше наступления черной пятницы; изменения в паттернах покупок заметны уже за неделю до основных распродаж.
Тем не менее, на взгляд авторов исследования, выбранные четыре дня вполне хорошо отражают ситуацию с общей потребительской активностью. Рост реальных расходов россиян за рассматриваемый период составил 2,4% год к году, что согласуется с медленным, но устойчивым увеличением потребительского спроса в последние месяцы. В общей сумме россияне потратили за четыре дня почти полтриллиона рублей (497,9 млрд).
По оценкам аналитиков Сбербанка, скидки и предложения привели к дополнительным расходам в объеме 19,3 млрд руб. (или 3,9%) совокупного спроса.
В этом году впервые весь прирост приходится на электронные каналы продаж. Через них было реализовано товаров на 116,7 млрд руб., что на 33,3% больше, чем в черную пятницу 2018 г. Общая доля e-commerce выросла с 18% до 23,4%. Номинальный объем продаж по каналам традиционных ретейлеров остался около уровней 2018 г.
Еще одна особенность 2019 г.: впервые россияне осуществили с использованием наличных денег менее половины трат. Доля безналичных транзакций с 29 ноября по 2 декабря составила 50,9% всех расходов против 47,5% годом ранее.
Наиболее заметно в дни распродаж выросла доля расходов на бытовую технику и электронику (на 0,9 п.п. — до 4,1%), товары для красоты и здоровья (на 0,4 п.п. — до 1,8%), одежду, обувь и аксессуары (0,4 п.п. — до 9,4%).
Некоторые россияне воспользовались черной пятницей не только для шопинга, но и приобщились к здоровому образу жизни: расходы на спорт увеличились на 0,2 п.п. и составили 1,4% в совокупных тратах.
Перераспределение средств происходило, прежде всего, за счет продуктовых магазинов и кафе, баров и ресторанов, доля которых в потреблении сократилась на 1,7 п.п. и 0,6 п.п. соответственно.
Пик активности приходится на первые два дня распродаж. За 29 — 30 ноября было потрачено 10% от месячных расходов на бытовую технику и электронику, товары для красоты и здоровья, мебель и предметы интерьера.
Универсальные магазины чуть менее заметны на фоне этой статистики, прежде всего за счет предшествующей черной пятнице распродаже 11 ноября, так называемому «Дню холостяка», который является главным для ретейлеров в Китае. В этот день россияне оставили в универсальных магазинах 9,2% месячного объема трат, что в принципе стало самым заметным всплеском потребительской активности в ноябре.
В период распродаж растет активность всех возрастных групп, но россияне в возрасте от 16 до 45 лет более активны — их доля в совокупных тратах на 1 п.п. выше обычной. Собственно, замечают авторы исследования, структура покупок по ряду категорий связана с возрастом потребителей.
Скидки черной пятницы на ювелирные изделия, а также товары для красоты и здоровья имеют наибольшее значение для самой юной группы покупателей от 16 до 20 лет, которые еще не имеют стабильного дохода: здесь их траты возрастают более чем на 50% по сравнению с сопоставимым периодом ноября.
Относительное увеличение расходов на спорт наиболее заметно у россиян до 30 или старше 50 лет.
Поиск скидок на одежду, обувь и аксессуары в основном характерен для покупателей до 25 лет (траты возрастают на треть), у старшего поколения суммы покупок в данной категории изменяются кратно меньше.
В подавляющем большинстве регионов расходы в черную пятницу превышают типичный уровень ноября. Наиболее заметна эта разница в Оренбургской области (10%), Республике Адыгея (9,3%) и Приморском крае (8,9%). Санкт-Петербург и Ленинградская область находятся на пятом месте по этому показателю (8,4%), а вот Москва в список топ-10 не попала. В среднем по стране превышение составляет 4%.
Несмотря на то что россияне уже в целом привыкли к активному участию в распродажах, динамика трат в черную пятницу по-прежнему демонстрирует реальное увеличение год к году, отмечают эксперты Сбербанка. В восьми регионах темпы прироста превышают 10%, а у лидера рейтинга — Республики Тыва — расходы в период скидок возросли на четверть.
Топ-10 регионов по изменению трат в черную пятницу, % год к году
Регионы |
Значение |
Республика Тыва |
25,1 |
Псковская область |
14,1 |
Республика Алтай |
13,5 |
Республика Адыгея |
12,8 |
Алтайский край |
12,0 |
Амурская область |
11,7 |
Омская область |
11,0 |
Еврейская АО |
10,1 |
Чукотский AО |
9,2 |
Магаданская область |
8,7 |
В среднем по стране |
2,4 |
Источник: Сбербанк