Об этом РБК сообщил замминистра финансов Алексей Моисеев. Речь идет о предложении Минфина установить минимальный ориентир доходности для негосударственных пенсионных фондов (НПФ), которые будут управлять накоплениями россиян в рамках разрабатываемой властями новой накопительной пенсионной системы — гарантированного пенсионного плана (ГПП).
Предполагается, что ГПП позволит россиянам за счет личных взносов с зарплат копить на пенсию в НПФ при гарантиях государства, то есть формировать накопления сверх положенной им страховой пенсии по старости. Законопроект должен вступить в силу в 2021 г. Если не смогут обеспечить минимум дохода в 6,7%, то, по словам А. Моисеева, будут компенсировать недостаток из собственных средств. Замминистра говорит: «Если пенсионные фонды будут зарабатывать меньше, чем ОФЗ, по которым можно получать неплохой доход, то зачем нужны пенсионные фонды?».
По итогам 2018 г.. доходность выше 6,7% обеспечили только 2 НПФ из 35 — «Алмазная осень» и «Аквилон». У остальных она была ниже, а у нескольких фиксировали отрицательную доходность. За три квартала 2019 г. средневзвешенная доходность инвестирования пенсионных накоплений НПФ составила 10,1%. Показатель впервые за шесть лет обогнал результат по расширенному портфелю государственной управляющей компании ВЭБ, где формируют свою будущую пенсию «молчуны».
Предложение Минфина не выглядит бесспорным. Взносы на пенсии – «длинные» деньги, и есть понятный резон вкладывать их в серьезные проекты, которые требуют времени на запуск и выход на прибыль. Это называется долгосрочными инвестициями, без этого экономика любой страны вряд ли сможет развиваться – деньги нужны не только и не столько на быстрые операции. Из приведенных слов А. Моисеева выходит, что Минфин намерен стимулировать использование «длинных» денег на короткие проекты, и это не выглядит дальновидным.