Экономический рост за последние два квартала несколько ускорился. В целом, считают эксперты ЦМАКП, можно говорить, что из «глухой стагнации» российская экономика, по-видимому, вышла, — но вышла в неожиданно низкие темпы.
Во II квартале темп прироста ВВП составил 0,9%, в III-м — 1,7% (к соответствующему кварталу предшествующего года, сезонность устранена).
Обращают на себя внимание авторов анализа два обстоятельства.
Во-первых, столь низкие темпы роста получены в условиях весьма благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. В текущем году среднегодовой уровень цен на нефть составит 63—64 долл. за баррель, причем, отмечают эксперты, в последние полгода он не опускался ниже 60 долл. за баррель.
Во-вторых, в последние полгода в худшую сторону переломилось отношение субъектов российской экономики к ее ситуации и перспективам российской. Ученые ЦМАКП констатируют, что сложилось прочное недоверие субъектов экономики к росту. Оценки экономической ситуации менеджерами компаний уже уникально длительный промежуток времени находятся в отрицательной области, оценки ситуации населением — хотя и улучшаются, но пока из отрицательной области не вышли.
В итоге, по словам авторов «тезисов», картина Slow-Up (и не только в смысле арифметического «замедления», но и «выдыхания» роста) выглядит, к их сожалению, законченной и гармоничной: «стоят» или медленно растут все основные компоненты конечного спроса — потребление населения, инвестиции и экспорт.
При этом эксперты ЦМАКП резонно замечают, что необычно низкий уровень инфляции — скорее не позитивная, а негативная характеристика: он свидетельствует о низком спросе в российской экономике.
Они также отмечают, что, несмотря на событийные отклонения, на этой траектории — медленный, но устойчивый, даже в самой своей медлительности, рост наблюдается уже три года, с III квартала 2016 г. (после окончания активной фазы «войны санкций» и начала роста цен на нефть).
В реальном секторе (в промышленности, по уточнению авторов анализа) рост сосредоточен всего в нескольких секторах: добыче природных ресурсов (прежде всего, углеводородов), химико-лесном комплексе, а также в пищевой промышленности (здесь — итог сочетания довольно успешного импортозамещения в отрасли и высокого урожая текущего года). При этом рост в инвестиционных отраслях минимален; в целом, указывают ученые ЦМАКП, они тормозят всю «машину роста» российской экономики.
И добавляют, что подобная утяжеленная структура растущих и стагнирующих отраслей сформировалась вовсе не в 2019 г. — ей уже несколько лет, как и самой ситуации «Slow-Up».
В этой связи эксперты ЦМАКП считают, что заявленный курс государства на интенсификацию развития означает не только попытку немного нарастить арифметические темпы роста, но и постановку задачи на перелом тренда и формирование новых отраслевых центров роста.
В текущем году, прогнозируют авторы «тезисов», темпы прироста ВВП составят порядка 1—1,3% (в основном, из-за заминки в 1-м полугодии, после которой рост вернулся на обычный для нашей экономики тренд). В последующем они, по тренду, ускоряются до 1,2—1,5%; более интенсивный подъем, вплоть до 1,7—2,0%, полагают аналитики ЦМАКП, может быть связан с активной стимулирующей политикой государства (включая реализацию инвестиционных проектов).