В очередной аналитической справке «О косвенной оценке производственной активности в экономике в декабре» руководитель направления реального сектора Владимир Сальников и ведущий эксперт ЦМАКП Дмитрий Галимов отмечают, что объем электропотребления, отражающий производственную активность наиболее электроемких потребителей (металлургия, добыча, железнодорожный транспорт, химические производства, сфера услуг), в прошлом декабре остался на уровне ноября (с коррекцией на сезонный и температурный факторы).
В погрузке грузов (без учета перевозок угля, зерна и комбикормов, а также грузов внутреннеориентированных производств) на железнодорожном транспорте по двум основным отслеживаемым аналитиками ЦМАКП группам грузов тенденции разнонаправлены. В декабре объем погрузки экспортных неэнергетических грузов снизился, в то время как строительных грузов — резко увеличился (последнее, по мнению авторов анализа, — результат необычно теплого декабря в европейской части России, что стимулировало строительные работы).
Согласно индексам HIS Markit PMI, отражающим в большей степени ситуацию во внутреннеориентированном сегменте, ситуация, считают эксперты, довольно противоречива. С одной стороны, индекс PMI обрабатывающих отраслей вот уже четвертый месяц подряд указывает на значимое ухудшение (хотя в декабре его интенсивность несколько уменьшилась). С другой стороны, индекс PMI сферы услуг — напротив — фиксирует существенное улучшение, при этом несколько ослабевшее в декабре.
В приложении о наблюдаемом потреблении нефтепродуктов как косвенном индикаторе экономической активности авторы аналитической справки отмечают, что объемы их внутреннего потребления росли с конца 2018 г. При этом к концу лета 2019 г. наблюдалось ускорение подъема, а затем, корректирующее снижение в сентябре — октябре.
Аналитики ЦМАКП полагают, что эти колебания были во многом обусловлены временной активизацией спроса на топливо со стороны агропромышленного комплекса (вслед за высоким, по оперативным данным Минсельхоза от 5 декабря 2019 г., урожаем). При этом даже после снижения объем потребления нефтепродуктов остается на очень высоком по историческим меркам уровне, отмечают авторы анализа.