Аналитики пытаются понять, что же сейчас еще движет экономику и не дает ей бесславно рухнуть насовсем.
Любопытную работу по этому поводу представила главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова под заголовком «Инвестиции – в будущем, потребление – в настоящем».
Н. Орлова пишет, что минувший год, вне всякого сомнения, еще раз продемонстрировал, что рост российской экономики опирается на потребление. «Несмотря на замедление темпов роста оборота розничной торговли с 2,8% г/г в 2018 г. до 1,6% г/г в 2019 г., они все еще опережали рост ВВП, первая оценка которого станет известна 3 февраля (мы ожидаем, что она может составить 1,3% г/г). Розничные кредиты выросли на 18,5% г/г в прошлом году, лишь немного замедлившись с 22,4% г/г годом ранее. Переход российской экономики к инвестиционной модели роста остается главной задачей экономической политики, однако успех этой цели зависит от того, как правительство обойдется с жесткими бюджетными ограничениями».
Аналитик замечает, что замедление роста оборота розничной торговли соответствует замедлению роста реальных зарплат. Рост оборота розничной торговли составил 1,9% в декабре, что оказалось ниже 2,6% г/г, которые вполне закономерно прогнозировал рынок после сильного роста этого показателя на 2,3% г/г в ноябре.
Н. Орлова обращает внимание на две важные новости.
Хорошая новость, полагает она, связана с тем, что после слабого III квартала 2019 г., когда оборот розничной торговли вырос всего на 0,9% г/г, в IV квартале рост ускорился до 2,0% г/г; в итоге годовой показатель роста составил 1,6% г/г. Плохая новость заключается в том, что эта цифра гораздо ниже + 2,8% г/г за 2018 г. «Замедление роста в прошлом году на практике продемонстрировало предсказательную значимость двух индикаторов дохода – динамики реальных располагаемых доходов и динамики реальных зарплат. Прогнозная сила реальных располагаемых доходов оказалась низкой – этот индикатор показал ускорение роста с 0,1% г/г в 2018 г. до 0,8% г/г в 2019 г., при очень сильном росте доходов на 3,1% г/г в III квартале 2019 г. (возможно, отражая рост доходов в результате выплаты дивидендов), но эта динамика шла вразрез с динамикой потребления. Однако тренд реальных зарплат вполне соответствует тренду потребления – их рост замедлился с 8,5% г/г в 2018 г. до 2,5% г/г в 2019 г. Рост розничных кредитов превзошел ожидания в 2019 г.».
Отмечается и главный сюрприз 2019 г. Им стало то, что несмотря на частые обсуждения рисков перегрева и намерение ЦБ взять под контроль рост розничного кредитования, рынок розничного кредитования показал очень сильный рост на 18,5% г/г, что очень близко к 22,4% по итогам 2018 г. «Мы считаем, что, учитывая недавнее решение президента предоставить населению дополнительные социальные стимулы в размере примерно 400-450 млрд руб. в 2020 г., в этом году рынок розничного кредитования может продемонстрировать сильный рост вплоть до 15% г/г.», - пишет Н. Орлова.
Совершенно очевидно, что в 2020 г. в центре внимания будет инвестиционный рост, который обещали уже в 2019 г.
«Несмотря на то, что прошлый год, как предполагалось, должен был стать первым годом реализации нацпроектов, статистика указывает на то, что главным фактором роста экономики оставалось потребление, - пишет главный экономист «Альфа-банка». - Тем не менее, основная задача нового правительства заключается в том, чтобы обеспечить реализацию инвестиционных планов и создать условия для перехода к инвестиционной модели роста экономики. В этой связи совсем не удивительно, что новый вице-премьер Марат Хуснуллин в конце прошлой недели предложил запустить программу реновации жилья на территории всей страны, по аналогии с программой реновации жилого фонда Москвы, запущенной в 2017 г. стоимостью 3 трлн руб. Эта программа была заточена под реновацию 8 тыс. жилых домов, построенных в 1950-1960 гг.; однако еще 32 тыс. таких домов (хрущевок) расположены в 14 крупнейших российских городах. Способность реализовать это предложение будет важным знаком того, насколько правительство сможет пожертвовать стабильностью бюджета от амбиций ускорить экономический рост. Тем не менее, пока из двух рисков – риск того, что экономический рост ускорится не так сильно, как планировало правительство, и риск того, что будет нарушена картина макроэкономической стабильности – первый выглядит более вероятным», - считает Н. Орлова.
«Альфа-банк» ожидает, что ЦБ понизит ставку на 25 б. п. на заседании 7 февраля.
Однако в ожидании инвестиций, потребительские расходы еще могут послужить поддержке экономики. Станислав Мурашов из Райффазенбанка задается вопросом, что же может ускорить эти расходы?
Аналитик пишет: «Неожиданные трансферты из бюджета – единственный фактор для ускорения потребительских расходов в 2020 г. По данным Росстата, оборот розничной торговли практически не изменил темпов роста в декабре 2019 г., оставшись на уровне среднегодовых значений (1,9% г./г. против 1,6% г./г.). При этом интересно, что после трех кварталов роста (кв./кв.) реальные располагаемые денежные доходы просели в IV кв. 2019 г. (-1,2% кв./кв. с исключением сезонности). В итоге за год их рост в целом оказался несильно больше, чем в прошлом году (0,8% г./г. против 0,1% г./г.)».
Получается, что рост потребительского спроса продолжается в основном за счет кредитного фактора (потребительские необеспеченные ссуды растут на ~20% г./г.). Подобная ситуация продолжается уже с конца 2016 г.
По мнению С. Мурашова, повышение закредитованности населения в совокупности с туманными перспективами роста доходов – две основные проблемы потребительского сектора сейчас. В этой связи, считает он, ситуация в 2020 г. может развиваться по двум сценариям.
В консервативном случае динамика доходов останется околонулевой, а рост кредитов будет постепенно сокращаться (в т.ч. из-за ужесточения регулирования со стороны ЦБ). В таких условиях рост потребления также будет постепенно замедляться - до 0,5-1% г./г.
В оптимистичном сценарии какие-то факторы (в первую очередь, дополнительные, пока не озвученные, социальные трансферты из бюджета) смогут ускорить доходы, а кредитование будет демонстрировать двузначные темпы. В таком сценарии, скорее всего, рост расходов потребителей сможет достичь 2% г./г. (заметно выше этой цифры они вряд ли смогут возрасти).
«Судя по всему, в реальности нас ожидает комбинация этих двух сценариев (небольшой рост трансфертов при снижении темпов роста кредитования). Впрочем, отметим, что уже анонсированные президентом меры (выплаты малоимущим гражданам с детьми и т.п.) вряд ли сильно улучшат потребительский спрос», - резюмирует С. Мурашов. И напоминает, что за последние годы два существенных эпизода повышения трансфертов из бюджета оказали лишь временное позитивное влияние на динамику расходов потребителей.