Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс подчеркнул, что одновременно со снижением средней премии выросло количество заключенных по ОСАГО договоров — прирост составил 2,8%, с 2,43 до 2,49 млн штук. Сумма начисленных премий за этот же период незначительно сократилась — с 13,803 до 13,790 млрд руб.
Количество заявленных убытков снизилось на 13,8% — с 211,4 тыс. до 182,3 тыс. Общая сумма страховых выплат увеличилась на 2,8% — с 11,05 до 11,36 млрд руб.
«Весь 2019 г. от различных экспертов звучали прогнозы, что процесс снижения средней премии по ОСАГО вот-вот сойдет на нет. Однако мы видим, что и в 2020 г тренд, заданный реформой по индивидуализации тарифов, начатой Банком России, сохраняет свою направленность. Безусловно, то обстоятельство, что средняя цена обязательной “автогражданки” продолжает снижаться, вызвано ожиданиями страховщиков скорого рассмотрения Госдумой поправок к закону об ОСАГО, индивидуализирующих тариф», — прокомментировал И. Юргенс.
Он также отметил, что ситуация с убыточностью на рынке ОСАГО продолжает оставаться напряженной. Даже такой ненадежный и не целиком отражающий реальную убыточность показатель, как отношение выплат к премиям, составил в январе 2020 г. 82%, тогда как закон отводит на выплаты 77% страховой премии. «Чтобы эта ситуация не стала действительно критической, необходимо как можно более оперативное принятие поправок, индивидуализирующих тариф по обязательной “автогражданке”. Они дадут страховым компаниям бОльшую степень свободы в назначении тарифа и позволят выровнять ситуацию с убыточностью», — считает И. Юргенс.
РСА напоминает, что 9 января 2019 г. вступили в силу изменения к указанию Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор по обязательной «автогражданке» был расширен на 20% вверх и вниз. Кроме того, был реформирован коэффициент «возраст-стаж» — вместо четырех градаций возраста и стажа он стал включать 58 градаций. Также в соответствии с этими изменениями с 1 апреля 2019 г. была проведена реформа коэффициента бонус-малус (КБМ). В тех случаях, когда у автовладельца было несколько разных значений КБМ, за ним был закреплен один, самый низкий. Кроме того, КБМ перестал «сгорать» — теперь в случае перерыва в вождении за автовладельцем сохраняется тот же КБМ, который был у него до перерыва. За год, прошедший с начала реформы, средняя цена полиса ОСАГО уже снизилась на 5%.