Чтобы понятнее был смысл произошедших подвижек в ценовых ожиданиях предприятий, сначала стоит вкратце напомнить методологию их опроса Банком России.
Для оценки ценовых ожиданий предприятий используются их ответы на вопрос конъюнктурной анкеты «Как изменятся в следующие три месяца цены на готовую продукцию предприятия?». Варианты ответов:
– увеличатся,
– не изменятся,
– уменьшатся.
На основании ответов рассчитывается их баланс, который отражает преобладание ожиданий увеличения / уменьшения цен на готовую продукцию в ответах предприятий.
Положительный баланс ответов на названный выше вопрос характеризует преобладание оценок ожидаемого роста цен; отрицательный баланс ответов, наоборот, —
преобладание оценок снижения цен. Изменение баланса ответов по сравнению с предыдущим месяцем отражает направленность и интенсивность происходящих процессов. Например, увеличение / уменьшение положительного баланса ответов по сравнению с предыдущим месяцем свидетельствует об ускорении / замедлении роста цен.
Теперь — к результатам опроса (заполнение и сбор анкет проводились в первую рабочую неделю февраля, в скобках указаны результаты предыдущего анкетирования), %:
- хозяйство всего — 15,17 (11,21);
- добыча полезных ископаемых — 10,5 (5,42);
- обрабатывающие производства — 15,92 (13,12);
- промышленное производство — 13,50 (11,89);
- сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство — 11,54 (8,40);
- строительство — 15,27 (6,96);
- торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — 24,40 (14,82);
- торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами — 22,98 (14,42);
- торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами — 25,02 (13,78);
- транспортировка и хранение — 12,56 (12,85);
- услуги — 10,87 (8,99).
Как видим, больше всего к росту цен тяготеет торговля, а по динамике (усилению) ценовых ожиданий — опять торговля, добыча полезных ископаемых и строительство.
Интересно, что инфляционные ожидания населения, представленные накануне Банком России в ежемесячном комментарии «Инфляционные ожидания и потребительские настроения», имеют противоположную направленность.
И кстати, в данном комментарии по поводу ценовых ожиданий предприятий регулятор сообщает, что диффузные индексы изменения закупочных цен предприятий обрабатывающих отраслей и сферы услуг, а также цен реализации предприятий обрабатывающих отраслей практически не изменились. Они остались вблизи уровней второй половины 2019 г. При этом индекс отпускных цен предприятий сферы услуг в январе впервые с 2009 г. оказался ниже 50 пунктов, указывая на преобладание предприятий, снизивших цены. Представители предприятий, как и в предыдущие месяцы, называли слабый спрос и высокую конкуренцию основными факторами, сдерживающими рост цен.
По данным опроса предприятий, проведенного Банком России в феврале 2020 г., краткосрочные ценовые ожидания существенно возросли. При этом опрос не выявил экономических факторов такого роста ожиданий: оценки спроса оставались стабильными, оценки роста издержек и риска хозяйственной деятельности снижались. Вероятно, полагают эксперты регулятора, он был вызван разовыми факторами, связанными с возросшей неопределенностью внешних условий. Также рост показателя, продолжают они, мог быть отчасти обусловлен добавлением в анкету новых вопросов про ожидания роста цен. Банк России сообщил, что сможет более объективно оценить причины и устойчивость роста ценовых ожиданий, отмеченного в феврале, после получения очередных результатов мониторинга предприятий.
Дополнительные вопросы об ожидаемом росте цен показали аналитикам ЦБ, что медианное значение инфляции в 2020 г., заложенное в бизнес-планы компаний, составляет 3,9%, мода распределения ответов приходится на интервал 3—4%. Среднее значение ожидаемого прироста отпускных цен в ближайшие три месяца составило 1,8% (в годовом выражении).
То есть ситуация находится в пределах целевого значения Банка России по инфляции на 2020 г. в 3,5—4,0%.