Лаборатория «СберДанные» совместно с дивизионом «Корпоративные клиенты 360» Сбербанка выполнили первую оценку колебаний потребительского спроса на недельном отрезке и планируют публиковать оперативные данные еженедельно. Пока их анализ показал, что россияне усилили траты не на гречку и туалетную бумагу, а на бытовую технику и электронику. Видимо, обвал курса рубля — штука не менее тревожная, чем коронавирус.
В последние две недели активизировались дискуссии о состоянии и перспективах российской экономики. К сожалению аналитиков Сбербанка, практически все они сводятся к неподтвержденному объявлению дефицита гречки и туалетной бумаги. Проблем с этими позициями, судя по их данным, быть не должно. Но они убеждены, что сформировался дефицит оперативных высокочастотных показателей, которые позволили бы оценивать изменения в экономике «на лету».
В этом их исследовании как раз приведены данные о динамике расходов потребителей на товары и услуги. В период 7—13 марта 2020 г. его авторы отмечают резкий всплеск трат населения. За семь дней объем покупок возрос на 8,4% по сравнению с предыдущей неделей. Этот рост уже учитывает календарный фактор, то есть исключает традиционное увеличение потребительской активности, связанное с днем 8 Марта. В денежном выражении дополнительные расходы составили, по оценке аналитиков Сбербанка, 80,1 млрд руб.
Самый бурный рост трат при этом они фиксируют не в аптеках и не в продуктовых магазинах. В рассматриваемом периоде резко увеличился спрос на бытовую технику и электронику. В период с 7 по 13 марта он на четверть превышал уровни января—февраля. Отчасти, признают исследователи, свою роль играют весенние праздники, однако это, считают они, определенно не единственная причина. Даже в будние дни (10—12 марта) прирост относительно первых месяцев года остается таким же высоким. Активные закупки бытовой техники — уже наблюдавшаяся ранее реакция потребителей на снижение курса рубля.
Кроме того, отмечают эксперты Сбербанка, заметный рост трат отмечается в аптеках. В период с 7 по 13 марта он был на 7,6% выше начала года. Это может казаться не таким существенным ростом, но соответствует дополнительным расходам — порядка 2 млрд руб. Расходы на бытовую технику и медицинские товары россияне отчасти финансируют, сокращая траты на поездки. Существенно просели продажи всего, что связано с туристической отраслью. Объем трат на авиабилеты сократился на треть по сравнению с началом 2020 г., пропорционально сократились и траты на отели.
Что же касается пресловутых «гречки и туалетной бумаги», то за рассматриваемый период существенного изменения потребительской активности в продуктовых магазинах и супермаркетах аналитики Сбербанка не наблюдают. Возможно, допускают они, картина изменится в ходе следующей отчетной недели.