Fitch Ratings отмечает, что Россия эффективно противостоит двойным шокам, связанным с ценами на нефть и коронавирусом. Так происходит, по мнению исследователей, благодаря реформам, которые были проведены в стране в течение последних пяти лет. Сегодняшнее противостояние кризису идет с более сильных позиций по сравнению с периодом падения нефтяных цен в 2014-2015 гг.
Аналитики агентства пишут, что более сильный суверенный баланс у России, снижение внешнего левериджа и укрепление комплекса мер в рамках проводимой политики способствовали повышению агентством суверенного рейтинга до уровня «BBB»/прогноз «Стабильный» в августе 2019 г. (агентство подтвердило рейтинг 7 февраля). Отмечается, что разработанные властями эффективные меры в ответ на предыдущее снижение нефтяных цен поддержали макроэкономическую стабильность и создали определенные возможности для реагирования на текущие шоки.
С целью снижения волатильности обменного курса осуществлялись продажи иностранной валюты в рамках бюджетного правила (продажа валютных нефтяных доходов проводится при ценах ниже базовой цены, установленной на уровне 42,4 долл. в этом году) и сделки по продаже Сбербанка.
Fitch пишет, что низкий уровень инфляции (2,3% к аналогичному периоду предыдущего года в феврале) дает Центральному банку Российской Федерации возможность принимать меры в ответ на текущий кризис без повышения ключевой ставки в ближайшее время, несмотря на обусловленное обменным курсом потенциальное ценовое давление (ЦБ РФ сохранил ставку на уровне 6,0% 20 марта). «Мы полагаем, что осторожным подходом со стороны ЦБ РФ было бы решение о сокращении ставки ниже оценочного диапазона для нейтральных процентных ставок (200-300 б.п. выше целевого ориентира по инфляции в 4%)», - замечают аналитики.
Отмечается, что ЦБ РФ использовал макропруденциальные меры для поддержки ликвидности и доступности кредитных ресурсов в стране. Устойчивость финансового сектора улучшилась по сравнению с 2014-2015 гг. за счет мер по расчистке, улучшения регулирования и надзора, более низкой долларизации и практически закрытых валютных позиций. «В то же время более слабый рубль и замедление экономики будут оказывать давление на качество активов и прибыльность банков», - признает Fitch.
Отмечается, что государственные финансы в меньшей степени подвержены шокам по цене на нефть, чем в 2014-2015 гг., за счет взвешенного управления бюджетом, снизившего цену на нефть, при которой достигается сбалансированность бюджета, и ненефтяной дефицит, а также благодаря консервативному планированию и гибкости обменного курса. По оценкам Fitch, федеральный бюджет теряет 0,5% от ВВП в нефтяных доходах на каждое снижение цены на нефть на 5 долл. США, но получает 0,06% за каждый рубль снижения обменного курса к доллару. Нефтяные сбережения в Фонде национального благосостояния, аккумулированные в рамках бюджетного правила, позволят правительству продолжать осуществлять имеющиеся бюджетные обязательства. Общегосударственный долг является низким, на уровне 14,7% от ВВП на конец 2019 г., в то время как общегосударственные депозиты составляли 15,3% от ВВП, включая ликвидные активы Фонда национального благосостояния. Низкие потребности в финансировании (погашения в среднем составляют 0,8% от ВВП в 2020-2021 гг.) и недавняя история бюджетной консолидации обеспечивают определенные возможности для принятия мер в рамках фискальной политики.
Объявленные меры включают поддержку в размере 300 млрд. руб. для напрямую затронутых секторов, трансферты населению и налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса, что будет частично обеспечено за счет перераспределения бюджетных средств. Кроме того, правительство намерено увеличить ненефтяные доходы в 2021-2022 гг. за счет повышения налогов на дивиденды, выплачиваемые за рубеж, и обложения налогом процентного дохода по финансовым активам свыше 1 млн. руб.
При этом в агентстве не исключают и некоторых изменений в перечне антикризисных мероприятий. Дополнительная поддержка вероятна по мере того, пишут аналитики, как меры по сдерживанию коронавируса внутри страны и более слабая глобальная конъюнктура будут оказывать существенное давление на ВВП. Тем не менее Fitch ожидает, что дополнительная бюджетная поддержка будет умеренной относительно других стран. Это отчасти обусловлено тем, что власти хотят избежать усиления волатильности на финансовых рынках, а также тем, что фискальные буферы ниже, чем у других нефтяных экспортеров региона СНГ, несмотря на недавнее восстановление. Это отчасти компенсируется более гибкой и последовательной проводимой политикой у России, но гибкость в плане привлечения внешнего финансирования сдерживается в сравнении с сопоставимыми странами в рейтинговой категории «BBB» из-за санкций США.
«Предлагаемые поправки к конституции открывают возможность того, что президент Владимир Путин вновь выставит свою кандидатуру в 2024 г. (общенародное голосование по поправкам было перенесено). Это означает, что повышение роста и уровня жизни, а также предотвращение продолжительного экономического шока после завершения санитарного кризиса, вызванного коронавирусом, будут важными политическими соображениями. Способность лиц, принимающих политические решения, осуществить эти задачи без ущерба для улучшений, достигнутых после 2015 г. в плане надежности проводимой политики, будет важным фактором при определении влияния текущего кризиса на кредитоспособность России», - заключает Fitch.