Очередной ежеквартальный замер, проводимый Росстатом, показал повышение потребительских ожиданий населения в I квартале текущего года. К сожалению, данный опрос проводился до того, как ситуация с коронавирусом получила печальный оборот.
Представляя итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за I квартал 2020 г., Росстат делает принципиальную оговорку — опрос респондентов проводился в прошлом феврале. То есть нужно учитывать, что данные ожидания в России еще не были омрачены пандемией коронавируса и его последствиями для экономики и личной жизни россиян. |
Итак, индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в I квартале 2020 г. по сравнению с IV кварталом 2019 г. увеличился на 2 п.п. и составил (–11%). В I квартале 2020 г., отмечают статистики, достигнуто лучшее значение показателя за период с III квартала 2018 г. по I квартал 2020 г. |
Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в I квартале 2020 г. по сравнению с IV кварталом 2019 г. возрос на 4 п.п. и составил (–5%).
Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в экономике России в течение следующих 12-ти месяцев, в I квартале 2020 г. по сравнению с IV кварталом 2019 г. увеличилась до 20% (в IV квартале 2019 г. — 16%). Удельный вес негативных оценок снизился до 27% (29% соответственно). Доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России останется прежней, уменьшилась до 50% (52%).
Удельный вес респондентов, положительно оценивающих изменения в экономике России в течение следующих 12-ти месяцев, в I квартале 2020 г. по сравнению с IV кварталом 2019 г. увеличился среди молодого поколения (16—29 лет) на 7 п.п., среди лиц среднего возраста (30—49 лет) — на 3 п.п., среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) — на 5 п.п.
Индекс произошедших изменений в экономике России в I квартале 2020 г. по сравнению с IV кварталом 2019 г. возрос на 4 п.п. и составил (–12%).
Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в экономической ситуации за год, в I квартале 2020 г. по сравнению с долей респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в экономической ситуации за год, в IV квартале 2019 г. возросла на 2 п.п. и составила 15%. Удельный вес отрицательных оценок снизился до 34% против 38% кварталом ранее. Доля нейтральных оценок увеличилась на 1 п.п. — до 50%.
Удельный вес респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в экономической ситуации за год, возрос среди молодого поколения (16—29 лет) на 10 п.п., среди лиц среднего возраста (30—49 лет) — на 4 п.п., среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) — на 2 п.п. |
Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в I квартале 2020 г. возрос и составил (–3%) против (–5%) в IV квартале 2019 г. |
Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, в I квартале 2020 г. возросла до 13% против 12% в предыдущем квартале. Удельный вес нейтральных оценок увеличился до 67% (в IV квартале 2019 г. — 65%), доля негативных оценок снизилась до 17% (19% соответственно).
Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, среди молодого поколения (16—29 лет) снизилась на 1 п.п., среди лиц среднего возраста (30—49 лет) возросла на 6 п.п., среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) не изменилась. |
Индекс произошедших изменений в личном материальном положении в I квартале 2020 г. по сравнению с IV кварталом 2019 г. увеличился на 2 п.п. и составил (–8%). |
Удельный вес респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, в I квартале 2020 г. по сравнению с долей респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, в IV квартале 2019 г. возросла на 2 п.п. и составила 12%. Доля нейтральных и отрицательных оценок снизилась на 1 п.п. и составила 61 и 27% соответственно.
Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, возросла среди молодого поколения (16—29 лет) на 6 п.п., среди лиц среднего возраста (30—49 лет) — на 4 п.п., среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) — на 1 п.п. |
|||
Индекс благоприятности условий для крупных покупок и индекс благоприятности условий для сбережений не изменились и составили в I квартале 2020 г. (–24%) и (–34%) соответственно.
|
Очень сомнительно, что результаты обследования потребительских ожиданий населения за II квартал 2020 г. покажут аналогичный позитив.