Очередное недельное наблюдение лаборатории «СберДанные» и дивизиона «Корпоративные клиенты 360» Сбербанка за динамикой потребительского спроса показало продолжение восстановления расходов населения России. Во многом этому способствовало приготовление к Пасхе.
В начале представления данных своего исследования его авторы делают важное пояснение, что приведенные ими значения являются оценкой для генеральной совокупности и не отражают изменения потребительского поведения клиентов Сбербанка.
Итак, с 13 по 19 апреля расходы населения на товары и услуги продолжили восстанавливаться и увеличились на 3,9% по сравнению с предшествующей неделей. Падение к сопоставимой неделе 2019 г. составляет 14,5%. Это, считают аналитики Сбербанка, в значительной степени связано с календарным фактором. В 2020 г. православная Пасха пришлась на 19 апреля, а в 2019 г. — на 28-е число. По их оценкам, это объясняет порядка 60% прироста к предшествующей неделе.
Помимо календарного фактора, исследователи отмечают общую стабилизацию спроса на текущих уровнях. Дальнейшее снижение по сравнению с предыдущей неделей показали лишь четверть из обследуемых категорий. Во всех остальных сегментах уровень покупок сохраняется на средних объемах апреля, а в некоторых категориях даже наблюдается увеличение трат. При этом сохраняется четкое разделение — сектор услуг «на паузе», все дополнительные расходы осуществляются в товарах.
В разрезе категорий аналитики Сбербанка отмечают характерный всплеск в «Универсальных магазинах». Спрос обычно растет здесь в течение пасхальной недели, а затем нормализуется. За период с 13 по 19 апреля 2020 г. на этот сегмент приходится 1,1 п.п. из 3,9% совокупного прироста к прошлой неделе. Еще 1,7 п.п. обеспечили продуктовые магазины, что, полагают авторы исследования, также связано с религиозным календарем. Ввиду постоянного «плавания» даты празднования они оговариваются, что корректный учет этого фактора является трудоемкой задачей. Однако рост покупок в указанных категориях не представляется устойчивым.
Вторую неделю подряд сохраняются нормальные объемы продаж в такой крупной категории, как «Товары для ремонта» (–2,8% год к году). Продолжают появляться новые покупатели бытовой техники и электроники, а также мобильных устройств. По сравнению с предшествующей неделей символически подрос даже спрос на авиабилеты; здесь, по мнению аналитиков Сбербанка, появились желающие воспользоваться выгодными ценовыми предложениями. Однако транспортный комплекс в целом остается одним из самых слабых: падают продажи бензина, расходы на такси, стоянки, парковки. А в авиабилетах изменение к 2019 г. составляет –89,2%.
Результаты исследования подтверждают его авторам гипотезы о консервации потребительского спроса на низких уровнях. Эпизодический рост расходов в различных товарных категориях свидетельствует им о том, что потребители пока готовы покупать, однако структура изменений указывает на неустойчивость всплеска последней недели. Окончание месяца, прогнозируют эксперты Сбербанка, будет чуть более слабым, но без существенных ухудшений.