Оперативная оценка потребительской активности с 20 по 26 апреля позволила аналитикам лаборатории «СберДанные» и дивизиона «Корпоративные клиенты 360» Сбербанка значительно снизить прогноз падения расходов населения в апреле.
Предваряя данные нового замера, эксперты Сбербанка напоминют, что приведенные ими значения являются оценкой для генеральной совокупности и не отражают изменения потребительского поведения клиентов Сбербанка.
Итак, с 20 по 26 апреля расходы потребителей на товары и услуги сократились на 2,3% по сравнению с предшествующей неделей. Относительно сопоставимого периода 2019 г. падение ускорилось до 16,5%. Однако, замечают авторы исследования, оба результата несколько лучше, чем они предполагали. Это, поясняют исследователи, главным образом связано с устойчивостью спроса в ряде товарных категорий.
Даже эффект относительно высокого уровня трат в 2019 г., когда россияне праздновали Пасху, не проявил себя в полной мере.
Сектор услуг остается в консервации. Здесь расходы по-прежнему составляют менее половины от уровней прошлого года, и существенных изменений до смягчения режима самоизоляции ожидать не приходится. Розничный товарооборот падает на 10,2% год к году, однако аналитики Сбербанка отмечают, что структура этого падения постепенно изменяется.
Если в середине апреля траты на товары непродовольственной группы сокращались на 35% год к году, то сейчас — на 19,5%. За неделю 20 — 26 апреля перешла к росту категория «Бытовая техника и электроника» (+21,9% год к году), значительно сократилось падение в сегменте «Мебель и предметы интерьера» (–15,9% соответственно).
В последние две недели объем расходов на товары демонстрирует устойчивость. Есть признаки того, что потребитель адаптируется к новой реальности, вместо того чтобы полностью отказаться от трат или перенести их на более поздний срок. Ярким примером за период 20 — 26 апреля стал сегмент «Универсальные магазины», где прирост составляет 66,8% год к году. Сюда входят, в частности, ключевые онлайн-платформы (такие как Беру).
Эксперты Сбербанка видят вероятность того, что россияне совершают покупки в интернете вместо привычных розничных точек, закрытых на период самоизоляции. Возможно, полагают авторы анализа, и бизнес мигрирует в другие сегменты, с тем чтобы продолжить работу. Аналитики видят признаки адаптации к новому регулированию. Некоторые торговые точки перепрофилируются в универсальные магазины, чтобы остаться открытыми.
В целом потребители в последние две недели были заметно активнее, чем в начале месяца. Согласно уточненной оценке экспертов Сбербанка, падение потребительских расходов на товары и услуги в апреле составит порядка 700 — 750 млрд руб. по сравнению с прошлым годом, а не 900 — 950 млрд, как они предполагали ранее. Практически весь пересмотр связан с динамикой розничного товарооборота, уточняют авторы исследования.