В очередном ежемесячном оперативном докладе Института «Центр развития» НИУ ВШЭ о динамике интенсивности промышленного производства отмечается, что март 2020 г. стал месяцем начала периода неизбежного ее спада.
Напомним, что в своем ежемесячном оперативном докладе ЦР НИУ ВШЭ рассматривает динамику интенсивности промышленного производства (индексы физического объема, очищенные от влияния календарного и сезонного факторов) относительно предыдущего месяца, декабря предыдущего года и января 2013 г.
Говоря о текущих тенденциях динамики интенсивности промышленного производства, эксперты ЦР отмечают, что в марте начался период неизбежного ее спада, обусловленного в существенной степени остановками производственных и других хозяйственных процессов с конца марта в качестве одной из мер борьбы с последствиями пандемии коронавируса, а также снижением спроса мировых рынков на топливно-энергетические ресурсы.
В марте относительно февраля наблюдалось уменьшение индекса интенсивности промышленного производства в целом на 0,5% (по данным Росстата, напоминают авторы доклада, — на 1,3%, по оценке ЦМАКП — на 0,2%).
Индекс интенсивности добычи полезных ископаемых снизился на 0,8%, обрабатывающих производств — на 0,5%, обеспечения электрической энергией, газом и паром — увеличился на 1,6%, водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений — уменьшился на 0,8%.
Наиболее заметно в марте 2020 г. по сравнению с предыдущим месяцем уменьшилась интенсивность добычи природного газа (вследствие необычно теплой зимы запасы газа в хранилищах сохранились на довольно высоком уровне, поясняют ученые ЦР), ряда отраслей с прерывным характером производства продукции. В первую очередь это относится к машиностроительным отраслям, а также к производствам по изготовлению одежды.
С начала текущего года (в марте 2020 г. по сравнению с декабрем 2019 г.) индекс интенсивности промышленного производства в целом уменьшился на 0,3%. При этом, отмечают аналитики ЦР, пока сохранилась позитивная динамика интенсивности обрабатывающих производств (прирост на 1%), а также водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (увеличение на 0,7%). Однако как следствие теплой зимы индекс интенсивности добычи полезных ископаемых уменьшился на 1,6% (прежде всего угля и природного газа), обеспечения электроэнергией, газом и паром — на 0,6%.
Индекс интенсивности промышленного производства в целом за весь период наблюдения с января 2013 г. увеличился в марте 2020 г. на 10,8%, добычи полезных ископаемых — на 12,9%, обрабатывающих производств — на 13,1%, обеспечения электрической энергией, газом и паром уменьшился на 5,1%, водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений — на 12,5%.
По состоянию на март 2020 г. непрерывный рост интенсивности в течение пяти и более месяцев подряд имел место в следующих видах экономической деятельности:
– производство текстильных изделий (12 месяцев),
– производство изделий из пластмасс (12 месяцев),
– производство бумаги и бумажных изделий (восемь месяцев).
Непрерывное снижение интенсивности в течение пяти и более месяцев подряд ученые ЦР НИУ ВШЭ наблюдали в следующих видах экономической деятельности:
– добыча природного газа и газового конденсата (девять месяцев),
– производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (девять месяцев),
– производство ювелирных изделий, бижутерии и подобных товаров (восемь месяцев),
– добыча угля (пять месяцев).