Второй телефонный опрос населения, проведенный
Сначала нужно напомнить, что данные первого телефонного опроса населения Пресс-служба Банка России предварила предупреждением, что ввиду существенных отличий в методологии результаты телефонных опросов не сопоставимы с результатами опросов, проводимых ранее в режиме личного интервью, тем не менее, они дают важную оперативную информацию о восприятии ценовой динамики и потребительском поведении россиян.
А ключевые результаты второго телефонного опроса, выполненного для Банка России ООО «инФОМ», следующие:
· Второй замер не зафиксировал практически никаких значимых изменений в инфляционных оценках и ожиданиях россиян по сравнению с первым телефонным опросом. Из статистически значимых отклонений авторы опроса обращают внимание на увеличение на 4 п.п. доли респондентов, заметивших рост цен на большинство продуктов, товаров и услуг (35%), однако это небольшое изменение не повлияло на остальные оценки и ожидания. Исследователи «инФОМ» осторожно предполагают, что инфляционные ожидания (как и оценки), к концу апреля стабилизировались.
· Динамика самооценки материального положения семьи негативная: во второй половине апреля на 6 п.п. выросла доля респондентов, сообщающих об ухудшении своего материального положения (42%), и одновременно на 4 п.п. (до 55%) сократилась доля говоривших о его неизменности. Основная причина ухудшения материального положения — уменьшение доходов на фоне роста расходов и/или потери работы кем-то из членов семьи. При этом чуть менее напряженными стали ожидания изменения материального положения семьи через месяц, однако это, полагают авторы опроса, произошло из-за общего снижения базового уровня, с которым производится сравнение. Ожидания изменения материального положения через год остались практически неизменными.
· Доля респондентов, отмечающих рост расходов, во втором опросе осталась практически неизменной — 53%. В числе причин увеличения расходов респонденты стали чаще называть рост цен (33%, на 3 п.п. больше, чем в первом опросе) и необходимость тратить больше из-за постоянного нахождения дома (9%, на 4 п.п. больше).
· Существенно снизилось потребление: доля сообщивших о сокращении расходов и отказе от привычных товаров и услуг выросла с 28% в первом опросе до 44%. Сильнее всего сокращали расходы на привычные траты те, у кого серьезно ухудшилось материальное положение (69%). Чаще среди товаров и услуг, расходы на которые пришлось уменьшить, назывались продукты питания (31%, рост на 11 п.п. по сравнению с первым опросом), в том числе овощи и фрукты (10%, рост на 6 п.п.), мясо и птица (9%, рост на 4 п.п.); обе эти категории стали чаще упоминаться и в числе подорожавших в последние две недели товаров. Сокращали расходы на непродовольственные товары 12% опрошенных: рост этой группы на 6 п.п., отмечают аналитики «инФОМ», в основном обусловлен увеличением на 5 п.п. доли называвших одежду и обувь (8%), основные значимые факторы — снижение доходов и изменение образа жизни.
· 15% россиян за последние две недели брали в долг, еще 5% обращались за кредитом и 1% — за микрокредитом. Три четверти прибегнувших к заимствованиям (16% от всех опрошенных) делали это для покрытия текущих расходов, более половины (9% от всех опрошенных) — из-за уменьшения доходов.
· Почти у каждого второго (47%) в семье есть какой-либо невыплаченный кредит. Суммарно треть заемщиков — 16% — попадают в группу риска из-за существенного снижения или полной потери доходов у плательщиков кредита.
· Почти каждому четвертому приходится тратить сбережения на покрытие текущих расходов (23%); 4% тратили сбережения на дорогие покупки и крупные расходы. 5% респондентов заявили, что лишились всех своих сбережений за последние две недели.
· Финансовую подушку безопасности (сбережения, которых хватило бы на три месяца и более в случае полной потери семейного дохода) имеют 24% опрошенных.
· Ситуация с занятостью немного ухудшилась. Во втором опросе сократилась доля работающих по найму — за счет уменьшения удельного веса работников частных предприятий (с 27 до 24%), и одновременно несколько выросла доля тех, кто называет себя безработными (с 4 до 6%). Кроме того, выросла доля россиян, которые утверждают, что в их окружении многие (пять человек и более) потеряли работу: с 9% в первой волне опроса до 13% во второй, а доля тех, кто в целом слышал о потерявших работу, выросла с 29% до 36%.
· 5% опрошенных потеряли работу в последние два месяца (менее двух недель назад — 1%, от двух недель и до месяца — 3%, от месяца до двух месяцев назад — 2%). При этом нетрудоустроенные работники гораздо менее уверены в том, что смогут найти новую работу в обозримом будущем, нежели те, у кого работа осталась.
· У работающих по найму (особенно на частных предприятиях) к концу апреля также произошли некоторые изменения, свидетельствующие об ухудшении ситуации: респонденты стали чаще говорить об уменьшении зарплат и других выплат и реже — об уходе в оплачиваемый отпуск. Кроме того, усилилась неопределенность относительно ожиданий.
· Доля самозанятых во втором опросе составила 7% (в предыдущем опросе — 8%). Оценивая текущую ситуацию, авторы опроса «инФОМ» отмечают, что самозанятые чаще всего говорили о сокращении доходов от своего бизнеса или деятельности (42%), а также о ее прекращении (36%). Самые распространенные прогнозы — сокращение доходов (30%) либо их фиксация на текущем уровне (29%). Однако доля предпринимателей и самозанятых, считающих, что им придется прекратить работу (или что они не смогут ее возобновить), с момента предыдущего опроса не выросла (11% от группы), и она не превышает долю сторонников относительно более благоприятных вариантов развития событий.