В апреле рынок новых легковых автомобилей ожидаемо провалился — по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса на 72,4%, а по подсчетам аналитического агентства «АВТОСТАТ» — «всего» на 64%.
Экспертам было ясно, что в апреле в силу известных карантинных ограничений рынок легковых автомобилей сильно просядет, вопрос оставался лишь о глубине его падения. Так вот, по данным Комитета автопроизводителей АЕБ, в прошлом месяце продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей составили 38 922 единицы, что на 102 089 штук, или на 72,4% меньше, чем в апреле 2019 г. За четыре месяца текущего года реализовано 415 102 таких авто — на 97 928, или на 19,1% меньше, чем в январе — апреле 2019 г.
Таким образом, неожиданный мартовский рост рынка на 4,0%, поднявший годовую динамику продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в область положительных значений (+1,8%), в апреле сменился ожидаемым провалом.
Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель так комментирует ситуации: «После исключительно высокого уровня продаж в марте 2020 г., в апреле в связи с ситуацией вокруг COVID-19 дилерские организации вынуждены были приостановить или существенно ограничить свою деятельность. По сравнению с тем же месяцем прошлого года продажи упали на 72,4%. Российская автомобильная промышленность столкнулась с крупнейшим месячным падением розничных продаж за всю историю статистических данных, собираемых АЕБ. «Черный апрель» 2020 года нанес сильнейший удар по ликвидности дилеров, а в среднесрочной перспективе — даже по их устойчивости. Чтобы в новой реальности оставаться рядом с клиентами, нам всем необходимо пробовать новые креативные форматы коммуникации и продаж. Несмотря на то, что дилеры готовятся к перезапуску, я не ожидаю существенного роста продаж в мае».
Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» (www.autostat.ru) статистику продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей ведет раздельно, но вряд ли из-за этого его апрельские данные выглядят более щадящее, чем у АЕБ. По подсчетам агентства, в апреле 2020 г. жители России приобрели 54,5 тыс. новых легковых автомобилей. Как отмечают эксперты агентства, этот показатель почти в три раза ниже мартовского (160,6 тыс. штук). А в сравнении с результатом апреля 2019 г. (152,2 тыс. авто) рынок рухнул на 64%.
Эксперты АА «АВТОСТАТ» напоминают, что на фоне разразившейся пандемии коронавируса в течение всего апреля в нашей стране действовал нерабочий режим. Помимо того, что дилерами были практически свернуты физические продажи автомобилей (часть из них была переведена в онлайн), изменились и условия регистрации транспортных средств в ГИБДД (только по предварительной записи). Все это вкупе привело к серьезному падению покупок машин со стороны россиян. Оно затронуло практически всех участников российского рынка.
Так, за весь прошлый месяц было куплено 12,8 тыс. новых легковых автомобилей LADA — на 64% меньше, чем в апреле 2019 г. Продукция корейских марок KIA и Hyundai разошлась тиражом в 6,7 тыс. и 5,3 тыс. единиц соответственно, что на 64 и 65% ниже результатов годичной давности. Также более чем на половину упали рыночные объемы у других брендов, вошедших в ТОП-10: Renault (4,9 тыс. штук; –63%), Toyota (3,9 тыс.; –56%), Volkswagen (3,4 тыс., –65%), Skoda (2,9 тыс.; –64%), Nissan (2 тыс.; –66%), BMW (1,6 тыс.; –55%) и Mitsubishi (1,4 тыс.; –65%). Кроме них, тысячный рубеж преодолели Mazda (1,2 тыс. штук; –51%) и Mercedes-Benz (1,1 тыс.; –68%), в то время как остальные марки до него не дотянули.
Аналитики агентства отмечают, что апрельское крушение рынка способствовало его уходу «в минус» и по итогам четырех месяцев 2020 г. — за этот период объем покупок новых легковых автомобилей составил 430,1 тыс. экземпляров — на 9,5% меньше, чем в январе — апреле прошлого года.
Также согласно данным АА «АВТОСТАТ», по итогам апреля 2020 г. объем рынка новых легких коммерческих автомобилей (LCV) в России составил 5,5 тыс. единиц. Это на 44% ниже результата годичной давности. Лидерство на рынке новых LCV сохраняет отечественная марка GAZ, на долю которой в прошлом месяце пришлось порядка половины от общего объема. В количественном выражении это составляет 2,6 тыс. единиц — на 41% меньше, чем в апреле 2019 г. На столько же упал объем рынка у другого российского бренда — УАЗ. Он находится на втором месте с результатом 897 автомобилей. Лучшим среди иностранных производителей LCV снова стал Ford (686 штук), который в апреле тоже показал отрицательную динамику (–32%). В пятерку марок-лидеров также вошли LADA (476 штук; –54%) и Volkswagen (214 штук; –62%). По итогам же четырех месяцев 2020 г. объем российского рынка новых LCV составил 29,2 тыс. штук, что на 13% меньше, чем в январе — апреле прошлого года.
Кстати, данные АА «АВТОСТАТ» более «созвучны» падению европейских авторынков. Например, в Германии, сообщает аналитическое агентство, продажи новых легковых автомобилей упали в апреле на 61,1%. В Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA) отмечают, что продолжающееся падение обусловлено массовыми ограничениями для общественной жизни и коммерческой деятельности организаций, включая автодилеров, в рамках мер по предотвращению распространения коронавируса. В общем, как у нас в России.