По данным Министерства финансов РФ, в апреле 2020 г. профицит федерального бюджета составил 9 млрд руб., или 0,2% ВВП.
Аналитики Уралсиба отмечают, что при этом оценка профицита бюджета за 1 кв. была увеличена до 113 млрд руб. (0,5% ВВП) с 12 млрд руб. (0,1% ВВП), о которых сообщалось ранее. По состоянию на 1 мая 2020 г. объем Фонда национального благосостояния был равен 12,41 трлн руб. против 7,77 трлн руб. на 1 января 2020 г.
Все эксперты полагают, что основной причиной увеличения средств фонда в январе–апреле текущего года стало зачисление дополнительных нефтегазовых доходов за прошлый год и курсовая переоценка.
На фоне тотального снижения объемов бюджетов в большинстве развитых стран на фоне роста расходов на борьбу с пандемией, доходы и расходы российского бюджета резко увеличились.
Доходы федерального бюджета в апреле 2020 г. составили 2,27 трлн руб., а расходы – 2,26 трлн руб. Таким образом, подчеркивает Уралсиб, в апреле федеральный бюджет исполнен по доходам на 11% от годового плана, а по расходам – на 11,5% от запланированной на год суммы. Доля нефтегазовых доходов бюджета упала до 19,1% с 29,5% в марте, а доля ненефтегазовых – выросла до 80,9% с 70,5% в позапрошлом месяце. В январе–апреле 2020 г. расходы федерального бюджета на здравоохранение выросли в 2,2 раза год к году, межбюджетные трансферты – на 29,7%, национальную экономику – на 26,2%, социальную политику – на 21,4%. Расходы на остальные статьи бюджета также увеличивались высокими темпами. Исключением стали расходы на национальную оборону, которые выросли на относительно скромные 2,8% год к году.
Аналитики считают, что дефицит федерального бюджета может достигнуть 8 трлн руб. по итогам года. По сравнению с апрелем 2019 г. в прошлом месяце доходы федерального бюджета увеличились на 28,3%, в то время как расходы выросли на 29% относительно уровня годичной давности. При этом нефтегазовые доходы бюджета просели на 40,4% год к году (в результате падения цен на нефть Brent на 56,8% год к году), а ненефтегазовые доходы выросли на 76,5% (благодаря взрывному росту доходов, администрируемых другими администраторами, на фоне резкого сокращения поступлений от налога на прибыль, внутреннего НДС, а также ввозных таможенных пошлин).
«Мы полагаем, что существенный рост ненефтегазовых доходов в прошлом месяце обусловлен зачислением в бюджет части прибыли ЦБ РФ, полученной регулятором от сделки по продаже Сбербанка, - пишет Уралсиб. - Таким образом, в отсутствие средств от этой сделки, в апреле дефицит федерального бюджета составил бы около 1 трлн руб.».
Эксперты полагают, в ближайшие месяцы федеральный бюджет будет глубоко дефицитным, доходы федерального бюджета могут снизиться до 14,4 трлн руб. с 20,2 трлн руб. в 2019 г. А суммарный объем расходов в текущем году может составить 22,4 трлн руб., и дефицит бюджета – 8 трлн руб.
Эксперты BCS назвали свой обзор «Российская экономика: двойной профицит, несмотря на карантин». Обзор сделан на основе опубликованных ЦБ и Минфином предварительных данных о состоянии внешних счетов, бюджета и ФНБ в апреле. «Эта статистика вызывала особый интерес, поскольку охватывала первый полный месяц карантина. Данные за этот же период, появившиеся в других странах, показали резкий рост госдолга, бюджетных дефицитов и ухудшение состояния платежных балансов, в особенности у стран-экспортеров нефти, - пишут аналитики. - Однако в России этого не произошло».
Эксперты замечают, что, конечно же, платежный баланс отразил резкое снижение цен на нефть, но падение объемов экспорта было компенсировано еще большим падением импорта: как следствие торговый баланс в апреле был закрыт с профицитом в 3,5 млрд долл. (в марте 9,3 млрд долл.). Еще более удивительными оказались данные по счету текущих операций: в апреле он был сведен с профицитом в 1.8 млрд долл. за счет профицита торговли и умеренных оттоков капитала (чистый отток капитала в апреле составил 6,9 млрд долл.). А самое большое удивление аналитиков вызвала предварительная оценка исполнения федерального бюджета в апреле, представленная Минфином. «Согласно этим данным, в январе-апреле 2020 г. бюджет был исполнен с профицитом в 0.4% ВВП (123 млрд руб.), - отмечают аналитики BCS. - Вместе с тем согласно сообщению Минфина, в 1 квартале 2020 г. профицит бюджета составлял всего 0.5% ВВП; в апреле он снизился до 0.2% ВВП. Такую удивительную ситуацию с профицитом можно было бы объяснить снижением расходов, но исходя из данных Минфина это не так».
Аналитики поясняют. В апреле расходы бюджета с поправкой на сезонность выросли почти на 49% по отношению к 1 кварталу 2020 г. «Но, что поразительно, снижения доходов в прошлом месяце тоже не произошло: поступления в бюджет увеличились на 46% в сравнении с 1 кварталом 2020 г., хотя в структуре доходов произошли заметные изменения. Нефтегазовые доходы снизились на 26%, но при этом ненефтегазовые поступления резко выросли – на 89%».
Эксперты делают такое заключение. Данные бюджета говорят о приоритете ультраконсервативного похода к расходам в политике правительства и Кремля. На это же указывает и статистика по Фонду национального благосостояния. По данным Минфина, на 1 мая объем ФНБ составил 12,4 трлн руб. против 12,9 трлн руб. на 1 апреля. Но при пересчете в доллары получается, что объем ФНБ за апрель вырос на 7,4 млрд долл. – с 163,2 млрд долл. до 170,6 млрд долл. Единственным существенным изменением в структуре фонда стало заметное сокращение его ликвидной части с 9,8% до 7,4% ВВП, однако это исключительно было вызвано поступлением на баланс ФНБ акций Сбербанка, купленных правительством у ЦБ. В остальном, как следует из апрельской статистики, кризис и пандемия пока не оказали никакого влияния на состояние резервов правительства.
Впрочем, и в BCS подчеркивают, что такая ситуация с бюджетом временная – дефицит бюджета появится в мае и в последующие месяцы будет расти. «Но тем не менее апрельские данные подтверждают то, что и так хорошо известно: первоначальная реакция российских властей на вызванный пандемией кризис заключалась в защите федеральной казны за счет переноса основной антикризисной финансовой нагрузки на бизнес, население и местные власти. Лишь в мае федеральные власти стали постепенно наращивать расходы на поддержку населения и экономики. При этом резких сокращений в объеме ФНБ в ближайшее время мы не ожидаем: приоритетом властей при финансировании антикризисных программ будет оставаться привлечение внешнего финансирования за счет наращивания рублевого госдолга (ОФЗ), а не расходование средств ФНБ», - пишет BCS.
Последние данные денежных властей позитивно оценивают в Альфа-Банке. Наталия Орлова, анализируя данные Минфина, пишет: «Мы считаем эти цифры очень позитивными. Во-первых, они указывают на то, что при средней цене Brent в апреле на уровне 27 долл./барр. и гораздо более низких ценах Urals профицит российского торгового баланса составил 3,5 млрд долл. в апреле, а профицит счета текущих операций – 1,8 млрд долл. Это говорит о том, что Россия может справляться с низкими ценами на нефть лучше, чем можно было предположить – мы ожидали, что российский счет текущих операций может быть безубыточным при цене на нефть на уровне примерно 30 долл./барр. или немного выше. Во-вторых, наши основные ожидания в части внешнеторгового баланса за апрель были связаны со снижением импорта на 50% г/г. Однако поскольку статистика РЖД за апрель указывает на увеличение объемов экспортных поставок примерно на 2%, складывается впечатление, что общие объемы экспорта РФ сократились не так сильно, как ожидалось, и, соответственно, снижение импорта оказалось менее глубоким; исходя из предварительных данных, мы оцениваем снижение импорта на 20% г/г в апреле. Менее глубокое, чем ожидалось ранее, снижение импорта подтверждает наше мнение о том, что снижение ВВП в апреле также не было столь значительным, как мы ожидали первоначально». При этом в Альфе признают, что сильно пострадал импорт услуг, и это сыграло в пользу более сильного в сравнении с ожиданиями профицита счета текущих операций.