В апреле резко выросли железнодорожные отгрузки автомобильного бензина из Белоруссии на российский рынок. По итогам месяца они составили 40,1 тыс. т, что стало максимальным уровнем за несколько лет. За весь 2019 г. из Белоруссии было импортировано в Россию лишь 200 т продукта. Такие данные представляет агентство Argus.
Сообщается, что многим российским покупателям оптовых партий белорусского бензина это топливо с поставкой в апреле с учетом стоимости транспортировки на станцию назначения обходилось минимум на 500 руб./т дешевле, чем продукт отечественного производства, предложение которого на бирже в апреле значительно сократилось. Argus полагает, что это стало результатом того, что регулирующие органы и нефтяные компании в прошлом месяце договорились снизить на срок до 30 июня нормативы обязательных биржевых продаж нефтепродуктов. Норматив по бензину уменьшен до 5% объемов производства по сравнению с 10% в I квартале. Российские производители стали сокращать продажи бензина на бирже, руководствуясь этой договоренностью.
Логично повели себя и владельцы некоторых сетей АЗС, которые в апреле стали формировать запасы недорогого белорусского топлива, ожидая в дальнейшем роста спроса на бензин и удорожания топлива на оптовом рынке после ослабления карантинных мер. По оценкам Argus, для Белорусской нефтяной компании доходность апрельских поставок бензина Аи-92 на российский рынок была выше, чем в направлении латвийского порта Вентспилс, в среднем более чем на 100долл./т.
По данным железнодорожных экспедиторов следует, что из общего объема апрельских поставок бензина из Белоруссии на российский рынок, более 30% было отгружено в южные регионы России: Краснодарский край, Ростовскую область, Ставропольский край и Дагестан. Кроме того, крупные объемы бензина белорусского производства в апреле отгружались в Калининградскую область, в Санкт-Петербург и Ленинградскую область, а также в граничащие с Белоруссией Брянскую и Смоленскую области и ряд других регионов Центральной России.
Ранее, подчеркивает Argus, стало известно о намерении властей России ввести запрет на импорт бензина на срок до 1 октября. По данным источника в Минэнерго, проект соответствующего постановления был подготовлен в апреле, документ ожидает регистрации в Министерстве юстиции.
В последние два года поставки белорусского бензина в Россию были незначительными. Интерес к импортному продукту на российском рынке снизился благодаря увеличению мощностей по выпуску бензина на российских НПЗ в рамках проектов модернизации, а также изменению налогового режима, в частности, в связи с заработавшим в 2019 г. механизмом демпфера.
До 2017 г. Россия и Белоруссия предварительно согласовывали плановый объем поставок бензина в протоколах к межправительственному соглашению. Но в связи со снижением потребностей России в белорусском бензине стороны в дальнейшем отказались от этой практики.