Глобальное исследование PwC показало, что ущерб бизнесу от экономических преступлений составил 42 млрд долл. США. 47% компаний мира столкнулись с мошенничеством за последние два года. Отмечен наибольший рост числа недобросовестных действий клиентов — с 29 до 35%.
Представленный PwC Всемирный обзор экономических преступлений 2020 включает результаты опроса, в котором приняли участие более 5000 респондентов из более 90 стран. Опрос проводился с июля по октябрь 2019 г. 62% опрошенных относятся к высшему руководству компаний, 72% работают в компаниях с общей выручкой более чем 10 млн долл.
Согласно отчету, 47% глобальных компаний столкнулись с мошенничеством в среднем шесть раз за последние два года. Это второй раз за 20 лет, когда данный показатель достиг самого высокого уровня. Среди наиболее распространенных видов инцидентов встречаются мошенничество со стороны клиентов (35%), киберпреступления (34%), незаконное присвоение активов (31%), взяточничество и коррупция (30%).
На глобальном уровне в этот период все регионы столкнулись с недобросовестными действиями клиентов, при этом наибольший рост отмечен на Ближнем Востоке (с 36 до 47%) и в Северной Америке (с 32 до 41%). В Африке показатель составил 42%, в Азиатско-Тихоокеанский регионе — 31%, Европе — 33% и Латинской Америке — 33%. Чаще всего этот вид мошенничества встречается в таких индустриях, как потребительский рынок (18%) и финансовые услуги (27%).
В отчете представлены и сведения об угрозах и убытках от мошеннических действий, а также о том, какие действия компаниям необходимо предпринять с целью разработки эффективных мер для предотвращения мошенничества. Почти половина организаций отреагировали на преступления внедрением и усилением средств контроля, 45% из них отметили их положительное влияние.
Однако, отмечают авторы исследования, почти половина респондентов не проводили никаких расследований. Не больше трети сообщили о преступлениях совету директоров, но из тех компаний, которые так поступили, только 60% улучшили свою безопасность.
Инна Фокина, партнер практики услуг в области независимых финансовых расследований — форензик, PwC в России, так прокомментировала результаты исследования: «Недобросовестные действия и мошенничество — это бесконечная борьба компаний с экономическими преступлениями. В текущей ситуации данная проблема как никогда сильно встает перед компаниями, так как во время кризиса количество мошенничеств всегда резко возрастает. Ослабляется внутренний контроль, работа “на удаленке” сопровождается рисками, и у мошенников появляется больше возможностей нанести ущерб. 47% респондентов нашего глобального исследования сообщили о том, что столкнулись с мошенничеством за последние два года, но мы считаем, что количество таких компаний будет увеличиваться в связи с нынешней обстановкой, и поэтому борьба с экономическими преступлениями становится актуальнее день изо дня. Суть этой проблемы заключается в поиске правильного решения, а именно разработке и внедрении программ, призванных предотвратить и минимизировать риски мошенничества. Едва ли половина наших респондентов выделяет ресурсы на создание таких программ по оценке рисков и работе с контрагентами. Но если же случай мошенничества произошел, то 71% руководителей глобальных компаний готовы провести расследование, более 50% усилят внутренний контроль и процедуры, 44% применят дисциплинарные меры по отношению к персоналу и только 37% сообщат об инциденте государственным органам. Необходимо также провести тщательное расследование и на основании выявленного разработать эффективные меры по противодействию мошенничеству в будущем».
Мошенники: кто они
Бизнес сталкивается с мошенническими действиями во всех областях: нарушители могут находиться как внутри компании, так и за ее пределами, и во многих случаях это может быть сговор между ними.
Исследование PwC показало:
● 39% респондентов сообщили, что за последние два года виновниками экономических преступлений в основном были сторонние мошенники;
● каждый пятый респондент назвал продавцов / поставщиков источником преступлений, нанесших наибольший ущерб;
● нарушение антимонопольных требований, торговля инсайдерской информацией, налоговые махинации, легализация незаконно полученных доходов, взяточничество и коррупция — пять самых разорительных видов мошенничества с точки зрения прямых потерь, которые иногда усугубляются значительными затратами на восстановительные мероприятия.
Меры и готовность
Хотя технологии составляют часть ответных мер в борьбе с мошенничеством, исследование PwC показывает, что только 25% организаций начинают применять такие новейшие решения, как искусственный интеллект, в борьбе с мошенничеством, коррупцией и иными экономическими преступлениями. В то же время у респондентов наблюдаются опасения по поводу технологий, и это, считают эксперты PwC, связано в первую очередь с затратами, недостаточной компетентностью и ограниченными ресурсами. 40% опрошенных отмечают, что с трудом видят положительный эффект от них.
Преимущества использования технологий в борьбе с мошенничеством неоспоримы, однако организации должны признать, что программы по борьбе с мошенничеством не сводятся к применению только инструментов или технологий, считают авторы исследования.